Толкование на первое послание к Тимофею Святого Апостола Павла
Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
То есть всех Он хочет спасти - и здесь, и там. Большее же попечение Он прилагает здесь о верных. Если бы Он не был Спасителем их, то как они устояли бы против всех нападений? Этим апостол побуждает Тимофея к перенесению опасностей. Не унывай, говорит, имея такого Бога, и не проси себе помощи у других, но надейся на Него: жив Бог и Он есть Спаситель.
Проповедуй сие и учи.
Одни дела требуют учения, а другие - приказания. Так, что не должно красть, этому следует не мягко учить, а приказывать, то есть запрещать с особенной силой. Если же говорит о раздаянии имущества, или о девстве, или о том, как должно веровать, то этому необходимо учить. Поэтому апостол и употребляет оба выражения: проповедуй и учи. И иначе, когда мы делаем что-либо, зная, что это зло, - мы нуждаемся в приказании; когда - не зная того, нуждаемся в учении.
Никто да не пренебрегает юностью твоею.
Так как юность вследствие общего предрассудка сделалась чем-то легко презираемым, то ты, говорит апостол, повелевай властно, и никто не будет тебя презирать; ибо учитель не должен находиться в пренебрежении. Где же, таким образом, кротость? Там, где сам подвергается оскорблениям, он должен быть кротким; а где необходима строгость для спасения других, там он должен повелевать с полной властью. Или: покажи жизнь благоукрашенную добронравием, и не будет презираема юность твоя, а напротив, будет привлекать общее удивление. Поэтому апостол прибавляет и следующее.
Но будь образцом для верных.
То есть будь образцом в жизни, правилом наилучшей жизни,
В слове.
Чтобы говорить с удобством, иметь слово наготове или приготовленным.
В житии.
В обычной жизни и в церковном чине.
В любви.
Любовью, объемлющей всех.
В духе.
Или духовным настроением, или даром благодати, дабы не превозноситься этим даром.
В вере.
Верой правой и не колеблющейся, когда кто верит Богу и в том, что невозможно в естественном порядке.
В чистоте (ε άεί - в непорочности).
То есть в девственной чистоте и целомудрии.
Доколе не приду, занимайся чтением.
Если Тимофею апостол повелевает заниматься чтением Священного Писания, то не должно ли и нам это делать? Сам Павел, несомненно, до конца жизни занимался чтением, внушая это и другим. Апостол утешает Тимофея, сказав: доколе не приду, ибо это давало надежду, что он скоро увидит учителя, так как, осиротев, он, конечно, искал сердцем Павла. И вот еще для чего он сказал: доколе не приду - так как св. Тимофей, будучи молод, многого, конечно, не знал и имел нужду в присутствии учителя, чтобы узнать то от него; то апостол Павел говорит ему: пока не приду, читай Писания, и там найдешь нужные законоположения. А когда приду, передам тебе и прочее.
Наставлением.
То есть уговорами и ободрением чувствующих в себе упадок нравственной энергии.
Учением.
Обращенным ко всем и о всяком деле.
Не неради о пребывающем в тебе даровании [6], которое дано тебе по пророчеству.
Здесь апостол говорит о даре учительства, который получил избранный епископ. По пророчеству, то есть по повелению Святого Духа, как выше сказано.