Трезвенное созерцание - Неизвестный афонский исихаст
Поэтому и божественный Апостол говорит следующее: каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть [18].
Чтобы не дойти до этого, пусть человек сразу же отвергает от своей мысли и от своего сердца сладострастие и злую похоть, которая называется елеем диавола, то есть предтечей греха и дорогой блуда. И пусть говорит Богу, молясь от сердца и со слезами: "Елей же грешнаго да не намастит главы моея [19]. Покрый меня, Боже мой, благодатью Своею и не попусти, Господи мой, злой похоти укорениться в моем сердце. Наипаче же, Боже мой, помажь сердце мое елеем радости, а на главу мою пролей елей чистоты, дабы усладилась беседа моя в Твоей памяти, в Твоем поучении, чтобы день и ночь поучаться мне в законе Твоем. Ибо всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Тебя, Отца светов. И Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Единому Божеству, в трех Лицах нераздельно обретающемуся, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".
Пс. 44, 8. ^
См.: Пс. 44, 8. ^
Пс. 44, 8. ^
Ин. 14, 21. ^
Мф. 20, 23. ^
Пс. 44, 10. ^
Ср.: Мф. 11, 11. ^
Лк. 10, 20. ^
Мф. 11, 30. ^
Мф. 11, 12. ^
Ср.: Пс. 103, 15. ^
Притч. 15, 13. ^
Лк. 19, 40. ^
Пс. 22, 5. ^
Еф. 5, 12. ^
Пс. 140, 5. ^
Мф. 5, 28. ^
Иак. 1, 14-15. ^
Пс. 140, 5. ^
Слово двадцатое О том, какой духовной благодати сподобляется в душе и какую силу на диавола и помощь получает тот человек, который молится ко Христу умно и непрестанно, с чистой совестью, то есть говорит своим умом: "Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, помилуй мя" - один раз на каждый вдох, сохраняя в то же время свою совесть чистой посредством воздержания от всякого зла и творения по силе всякой добродетели. Из глубины же своего сердца он произносит эту молитву до боли, то есть пока не возникнет она в том месте, где происходит делание этой молитвы. А после прекращения сердечного понуждения в молитве он снова начинает спокойную молитву, пока не придет в себя та часть его внутреннего человека, которая от молитвы с понуждением испытывала боль. Когда же это место восстановится, человек снова начинает сердечную молитву из глубины себя, сохраняя в себе такую молитву на протяжении всей жизни.
Благослови, отче
Желаешь ли ты, о монах (ибо настоящая книга написана более для тебя, распятого миру,- согласно словам: для меня мир распят, и я для мира [1],- чем для мирянина), вкусить в себе благости Господней? То есть желаешь ли ты, чтобы благость и сладость Господни потекли в твоей душе и усладилась ими душа твоя? Умно и непрестанно молись ко Христу своему из глубины своего сердца до боли.
Желаешь ли ты, о монах, чтобы сердце твое вкусило нектар Господень еще в этой жизни? Умно и непрестанно молись ко Христу своему из глубины своего сердца до боли.
Желаешь ли ты, о монах, посредством божественного откровения как в зеркале увидеть красоту и божественное благородство своей души? Умно и непрестанно молись ко Христу своему из сердца до боли.
Желаешь ли ты, о монах, чтобы просветились очи твоего ума, а лучше сказать, чтобы открылись очи твоей души, которыми ты увидишь то, чего не видело око? [2] Умно и непрестанно молись ко Христу своему из сердца до боли.
Желаешь ли ты, о монах, услышать то, чего не слышало ухо? [3] Умно и непрестанно молись ко Христу своему из сердца до боли.