Трезвенное созерцание - Неизвестный афонский исихаст

Пс. 50, 18. ^

Пс. 50, 19. ^

Характерно для святости наших отцов то, что чем более они, как чистые, приближались к чистейшему Господу, тем более ощущали ничтожество человеческой природы. Эту мысль подробно развивает в своих "Душеполезных поучениях" авва Дорофей. См., например, Поучение 2, о смиренномудрии. ^

Последование ко Святому Причащению. Молитва Симеона Метафраста. ^

Ср.: Мф. 15, 19-20. ^

Последование ко Святому Причащению. Тропарь по стихам Метафраста. ^

Здесь мы замечаем, что не все, занимающиеся этой сердечной молитвой, харкают кровью. Некоторые харкают кровью, а другие - нет, но только сильно понуждают к молитве свое сердце. Стало быть, те, кто сильно понуждают себя к молитве, но не харкают кровью, пусть не сомневаются в словах тех, которые говорят, что от сердечного понуждения харкали кровью, полагая это невозможным и невероятным по той причине, что того же самого не случалось с ними. Ибо в этом можно удостовериться, если спросить многих, кто харкал кровью от сердечного понуждения.

Причина же того, что одни харкают кровью, а другие - нет, кажется, заключается в следующем. Те, кто харкают кровью, сильно понуждая себя к молитве, или горячи и раздражительны, или до крайности понуждали к молитве свое сердце.

Ибо крайнее понуждение сердечной молитвы есть совершенная любовь ко Христу и многая ревность крайним сердечным понуждением молитвы сильно отмстить сатане. Когда в человеке действует и то и другое, тогда он харкает кровью от крайнего внутреннего утеснения. Пусть тогда он не страшится умереть. Из таковых мы видим многих, достигших глубокой старости. Кроме того, полагаем, что когда кто-либо начнет харкать кровью по причине понуждения сердечной молитвы, пусть прекратит сердечное понуждение молитвы, доколе не исцелеет его внутренняя рана. Спит же пусть более обычного, потому что хорошо излечивает эту рану несколько более продолжительный сон. Равно же и питие его пусть будет теплым или горячим.- Примеч. к греческому изданию. ^

Пс. 103, 15. ^

Мф. 6, 11; Лк. 11, 3. ^

Пс. 16, 15. ^

Мф. 4, 4. ^

Пс. 15, 8. ^

Пс. 115, 6. ^

Ср.: Пс. 33, 22. ^

Здесь подходит слово "помазано", потому что весь смысл текста заключается в тайном помазании души Возлюбленным Христом, Который помазывает душу и украшает ее Своими дарами.- Примеч. к греческому изданию.

В греческом языке слово "помазанный" отличается от "благой" только одной буквой. Однако различие слов и смыслов коренное, что, по-видимому, и побудило издателей сделать такое примечание.- Примеч. переводчика. ^

Последование ко Святому Причащению. Канон. Песнь 1. ^

Пс. 118, 103. ^

Неясное место в источнике. Приводим в нашем издании дословный перевод. ^