Commentary on the 1st Conciliar Epistle of the Holy Apostle John the Theologian

Мерило нашего познания Христа просто и ясно, меркой и проверкой является "соблюдение заповедей Христа". Если человек исполняет заповеди Христовы, значит, он признает Христа Богом и Спасителем. Человеческое знание о Христе растет с творческой благодатью исполнения заповедей Христа. Каждое исполнение заповеди увеличивает знание человека о Христе. Христос лучше знает того, кто достойнее исполняет Его заповеди. И тот совершеннее знает Христа, кто совершеннее исполняет Его заповеди. Таковыми являются святые. Христос "не знает" того, кто не исполняет Его заповедей (ср. Аминь глаголю вам, не вем вас (Мф. 25:12). Дорога к истине для всех опытна. И вера может быть получена только личным опытом. Без исполнения заповедей Христа Христос не может быть познан.

2:4. Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть... (Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины...)

И кто утверждает, что познал Христа, но не соблюдает заповедей Его, ложно это утверждает и "лжец есть". Исполнением заповедей Христовых всякий достигает познания Его легко, и одинаково как образованный, так и неграмотный, мудрый и неуч, богатый и бедный, царь и раб. Однако для исполнения заповедей Его необходима любовь ко Господу. Святой Иоанн Богослов благовествует: Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть. Истина о Христе растет и увеличивается только с исполнением заповедей Христовых. Поэтому и истину о Христе Господе знают только те, которые бывают творцы слова, а не точию (только) слышатели, прельщающе себе самех (Иак. 1:22).

2:5. ...А иже аще соблюдает слово Его поистинне, в сем любы Божия совершенна есть. О сем разумеем, яко в Нем есмы. (...А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.)

Любовь ко Христу это сила, которая укрепляет, воодушевляет и дает силу человеку к исполнению Его заповедей (Ин. 14:21). Познание Христа является плодом любви ко Христу. И любовь ко Христу выражается в исполнении заповедей Христовых и Его Евангелия. Поэтому Евангелие от начала до конца является собранием заповедей Господних. Тот, кто живет и действует по-евангельски, знает Христа и истину о Нем, потому что любит Его. Кто хочет оценить и уяснить свое познание о Христе, тот пусть примет во внимание свои евангельские дела, и кто хочет уяснить, насколько любит Иисуса, пусть откроет это своими поступками по Евангелию. Эти дела и поступки ему сразу скажут, какова Его любовь ко Христу и знание о Нем. Поэтому святой Иоанн Богослов благовествует: А иже аще (если кто) соблюдает слово Его поистинне, в сем любы Божия совершенна есть. О сем разумеем, яко в Нем есмы (т.е. что мы в Нем). Все евангельские дела происходят от любви и вооружают всякого, и руководят его к совершенству. Когда же любовь является совершенной? Она совершенна, когда всю душу человека посредством евангельской жизни ведет ко Христу, и она заставляет все создание жить во Христе и ради Христа. Совершенная любовь исполняет все заповеди Христа, о сем разумеем, яко в Нем есмы. Когда Он не пребывает в нас, тогда и мы не в Нем, а наоборот против Него.

2:6. Глаголяй в Нем пребывати, должен есть, якоже Он ходил есть, и сей такожде да ходит. (Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.)

Этот стих божественно четко сформулирован. Действительно, каждое слово исполнено величественной и божественной истины. Теперь мы знаем точно, кто есть христианин. Христианин это тот, кто силен ходить, якоже Он ходил есть. Иначе он не может ни быть, ни называться христианином.

Если мы детализируем эту истину, то отдельные подтверждения нас уверят, что христианин это тот , кто живет, как жил Христос, кто любит, как любил Христос, кто терпит, как терпел Христос, кто говорит истину, как ее говорил Христос (Сама Истина), кто праведен, свят, кроток, совершен, милосерд, благ, терпелив, Боголюбив, человеколюбив, светел и добр, каким был Христос. Ведь Он был всем, претерпел все, чтобы мы стали тем, чем был Он. Поэтому Он не пришел в мир, чтобы нам показать только Свое Божественное совершенство, Свои Божественные достоинства и затем вырвать их из мира, и, уходя, оставить нас разъяренными и полными разочарования. Но Он нам показал все это, и все богочеловеческие добродетели Он нам оставил вечно, и с их помощью Он научил нас как "ходить", как и Он ходил и жить, как и Он жил.

2:7. Возлюбленнии, не заповедь нову пишу вам, но заповедь ветху, юже иместе исперва. Заповедь ветха есть слово, еже слышасте исперва. (Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.)

Заповедь или, лучше, все-заповедь для христиан это слово Христа, Евангелие Его, как исходящее от Христа. Это слово непрерывно льется, не прекращается, не пресекается. Ведь ему сопутствует и Божественная сила, которая является благодатной, бессмертной и вечной. Что такое Евангелие? Это заповедь Христа, которая одна дает силу человеку достичь чего угодно. Это слово не является мертвым, не заключается только в книгах, но это слово "жизнедательное", живое, которое от начала есть и продолжает быть непрерывно тем же жизнедательным. Это живая традиция, поток живой веры, и передается от одного к другому, из века в век, до скончания веков. Поэтому это "ветхая заповедь", и она древняя, потому что остается, какой ее передал Сам Христос, и никто ничего не прибавил и не убавил от нее. Она течет и разливается как творческая сила, Божия сила от одного поколения верующих в другое, до скончания рода человеческого. С Его Божественной истиной, с Его Божественной праведностью, Божественной премудростью, Божественной силой Евангелие является столь же древним, как и Бог на земле, как Богочеловек.

Ведь эта древняя ("ветхая") истина всегда также и новая, и эта ветхая праведность всегда и новая, так что Богочеловеческий завет делает Новый Завет всегда Новым, в котором нет ничего "ветхого". Не "ветхи" и вечные Божественные силы, которые спасают мир от греха, смерти и дьявола. Соблюдение слова Божия, как его передал Господь, является первой и главнейшей обязанностью и долгом прежде всего святых апостолов и затем всех христиан. Все они являются имеющими, соблюдающими, учащими то же Евангелие, ту же "ветхую заповедь", которую им следует обязательно знать. Поэтому и святой Иоанн Богослов говорит: Возлюбленнии, не заповедь нову пишу вам, но заповедь ветху, юже иместе исперва. Заповедь ветха есть слово, еже слышасте исперва.

2:8. Паки заповедь нову пишу вам, еже есть поистине в Нем и в вас: яко тма мимоходит, и свет истинный сей уже сияет. (Но при том и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.)

Но сила Божия, Божественная сила, которая создает новую жизнь в людях, новую мысль, новое ощущение в уже "новом" человеке, это "ветхая заповедь", которая остается всегда новой. Ведь она постоянно исходит от Бога и разливается на людей в святых добродетелях. Нет сомнения, что Иисус Христос вчера и днесь (сегодня), Той же и во веки (Евр. 13:8), и это значит, что Он тот же Богочеловек, Иисус из Назарета, и спасительные силы Его всегда те же, всегда действенны, всегда "новы" и "ветхи", поскольку вечны. Вечное не значит "устаревшее", но всегда новое и новое потому, что творческое и животворящее. Когда человек нашего века с верой принимает Богочеловека, посредством Его сразу же как бы "электризуется", наполняется божественными животворными силами, которые "новотворят" человека полностью, дают ему новые мысли, новые чувства, новую жизнь. И эти мысли бессмертны, и эти чувства бессмертны, и эта жизнь бессмертна и вечна. И насколько человек с помощью святых таинств и святых добродетелей водворяет в себе божественные силы Христа, настолько с необходимостью вынужден бывает отступить грех, тьма греховная от души человека. Это Божественный результат святости и Божьего Просвещения. Тогда человек воспринимает себя и мир вокруг себя как нечто поистине "новое", божественно новое, поскольку тогда он самого себя и окружающий мир видит в разумном свете. Поэтому святой Иоанн Богослов говорит: Паки заповедь нову пишу вам, еже есть поистинне в Нем и в вас: яко тма мимоходит, и свет истинный сей уже сияет. (Но при том и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.)

Истинный свет вселяется в человека верою в Богочеловека, и весь человек новотворится в Боге (Ин 1:9-13), вновь рождается в жизнь с Богом с помощью Божественных сил, которые находятся в святых добродетелях: в любви, молитве, посте, смирении, радости. Посредством каждой из перечисленных добродетелей истинный свет разливается по всей человеческой сущности, и свет этот окружает человека и его окружающих.