Commentary on the Epistle to the Romans by the Holy Apostle Paul
In the midst of which are you, who have been called by Jesus Christ.
Here the arrogance of the Romans is crushed. You have received no more than the other nations over whom you consider yourselves rulers; wherefore, as we preach to the rest of the nations, so also to you: do not be vain. In other words: you too are called, warned by grace, and did not come yourselves.
To all the beloved of God who are in Rome, the saints who have been called.
Not simply: to all who are in Rome, but: to the beloved of God. How can it be seen that they are beloved? From consecration; and He calls all believers saints. And he added, "Called," rooting in the memory of the Romans the beneficence of God, and showing that, though there be consuls and prefects among them, yet God called all with the same calling as the common people, loving and sanctifying you equally. Therefore, since you are equally beloved, called, and sanctified, you are not exalted above the ignoble.
Grace to you and peace.
And the Lord commanded the Apostles that when they enter houses, they should pronounce this word first. The battle that Christ had ended, which sin against God had engendered for us, was not easy, and that peace was acquired not by our labors, but by the grace of God: thus, grace first, then peace. The Apostle prays for the uninterrupted and inviolable abiding of both these blessings, so that again, if we fall into sin, a new battle may not be kindled.
From God our Father and the Lord Jesus Christ.
Oh, how omnipotent is the grace that comes from the love of God! Enemies and inglorious, we have come to have God Himself as our Father. Therefore, from God the Father and our Lord Jesus Christ, may grace and peace be unshaken among you. They have given them, and they can keep them.
First of all, I thank my God through Jesus Christ for all of you, that your faith is proclaimed throughout the world.
Вступление, приличное душе Павла! Он и нас научает благодарить Бога, и не только за собственные блага, но и за блага ближних: ибо в этом состоит любовь; благодарить же не за земное и гибнущее, но за то, что римляне уверовали. А словами Бога моего показывает тогдашнее расположение духа своего, присвояя общего Бога себе, как поступают и пророки, и даже сам Бог, называя себя Богом Авраамомым, Исааковым, и Иаковлевым, чтобы показать свою любовь к ним. Благодарить, говорит, надобно Иисусом Христом; ибо Он есть ходатай благодарения для нас ко Отцу, не только благодарить научающий нас, но и приносящий наше благодарение ко Отцу. За что же благодарить? За то, что вера римлян возвещается во всем мире. О двух предметах свидетельствует пред ними: и о том, что они уверовали, и о том, что уверовали с полною уверенностью, так что вера их возвещается во всем мире, а чрез них получают себе пользу все, горя соревнованием и подражанием царственному городу. И Петр проповедовал в Риме, но Павел, почитая труды его едиными со своими, благодарит за веру наученных Петром; так свободен он от зависти!
Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих.
Так как Павел еще не видался с римлянами, между тем хотел сказать, что всегда воспоминает о них, то и призывает во свидетели Того, Кто знает сердца. Заметь благоутробие апостола: он всегда вспоминает о людях, которых даже и не видал. Где же вспоминает? В молитвах, и притом непрестанно. Служу Богу, то есть рабствую духом моим, то есть не плотским служением, но духовным; ибо служение языческое есть плотское и ложное, а иудейское, хотя и не ложное, но также плотское, служение же христианское есть истинное и духовное, о чем и Господь говорит самарянке: истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин.4:23). Так как много есть родов служения Богу (ибо один служит и работает Богу тем, что благоустрояет только свои дела, другой тем, что заботится о странниках и снабжает вдовиц, как поступали сослужители Стефана, а иной тем, что проходит служение слова), то апостол говорит: Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его. Выше он приписал благовестие Отцу; но это не странно, ибо Отцово принадлежит Сыну и Сыновнее Отцу. Говорит это, доказывая, что эти заботы необходимы для него; потому что, кому поручено служение благовествования, тому необходимо заботиться обо всех, принявших слово.
Прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам.
Теперь прибавляет, почему вспоминает о них. Придти, говорит, к вам. Обрати внимание: как ни любил он их, как сильно ни желал видеть их, однако не хотел видеться с ними против воли Божией. Но мы или никого не любим, или если любим кого когда-нибудь, то делаем это против воли Божией. Что Павел непрестанно молился о том, чтобы видеть их, что происходило от сильной любви его к нам, а что он покорялся мановению Божию, это было знаком его великого благочестия. Не будем скорбеть и мы, если когда-либо не получим просимого в молитвах. Мы не лучше Павла, который трижды просил Господа об избавлении от жала в плоти, и не получил желаемого (2Кор.12:7-9); ибо это было полезно для него.