Только одно Писание?

Можно было бы предположить, что такая система верований, как протестантизм, основывающаяся на утверждении, что только одно Писание имеет вес в вопросах веры, должна была позаботиться о том, чтобы ее главные постулаты удовлетворяли своим же собственным критериям. Можно было бы ожидать, что протестанты запасутся сотнями доказательств "от Писания", подтверждающих их главный тезис, на котором зиждется все, во что они веруют. По меньшей мере, можно было бы надеяться, что будут приведены два-три солидных текста, из которых ясно следует суть их доктрины, - поскольку и в самом Писании говорится: "При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово" (2 Кор. 13, 1). Однако, подобно мальчику из андерсеновской сказки, объявившему во всеуслышание, что "король-то голый", я должен засвидетельствовать, что во всем Священном Писании нет ни единого стиха, который бы подтверждал учение о единственности Писания как источника веры. Нет даже ни одного стиха, который бы хоть как-то приближался к этой идее, и я буду рад, если кто-нибудь докажет мне обратное. О да, в Библии имеется множество мест, где говорится о ее богодухновенности, авторитетности, полезности, - но в Библии нет ни одного места, где бы сообщалось, что Писание является единственным авторитетом для верующих. Если бы такое учение содержалось в Библии хотя бы и в скрытом виде, то уже первые отцы Церкви учили бы тому же самому. Но кто из святых отцов внушал когда-нибудь что-либо подобное? Таким образом, основополагающий принцип протестантизма опровергает сам себя, будучи внутренне противоречивым. Протестантское учение об исключительном авторитете Библии попросту отсутствует в самой Библии; фактически оно ей противоречит (на что мы уже указывали ранее), поскольку Библия учит, что Священное Предание также является необходимым и обязательным источником христианской веры (2 Феc. 2, 15; 1 Кор. 11, 2).

Несостоятельность протестантских методов толкования Библии

С первых дней Реформации протестантам пришлось столкнуться с фактом, что, при данной нам Библии и при ограниченности человеческого разума, люди не могут прийти к согласию между собой по важнейшим вопросам веры. Еще при жизни Мартина Лютера возникли десятки различных группировок, каждая из которых претендовала на то, что просто верует в Библию, но ни одна из них не была согласна ни с какой другой по поводу того, что говорит Библия. В свое время Лютер мужественно держался перед имперским сеймом в Вормсе, заявив, что "если ему не представят свидетельств из Священного Писания или других ясных и неопровержимых доказательств, то он не отречется от своих сочинений". Позднее, когда анабаптисты (которые не были согласны с лютеранами по ряду вопросов) просили проявить по отношению к ним аналогичную терпимость, они подверглись со стороны лютеран жестоким репрессиям: их тысячами отправляли на казнь - вопреки провозглашенному Лютером праву на свободное толкование Священного Писания.

Несмотря на очевидные проблемы, возникшие в связи с учением о Священном Писании как единственном источнике веры, приведшим к дроблению протестантизма на множество сект, протестанты, не желая признавать своего поражения перед папой, свели все дело к тому, что несогласные с ними просто неправильно читают Библию. Тогда в качестве решения проблемы был предложен целый ряд способов толкования Библии. Разумеется, требуется еще найти рецепт, позволяющий избежать бесконечного дробления на различные секты и толки, и протестанты все время заняты поисками методологического ключа, который помог бы им решить эту проблему.

Рассмотрим наиболее популярные подходы, применявшиеся до сих пор к толкованию Библии, каждый из которых по-прежнему используется тем или иным направлением протестантизма.

Подход № 1 - Нужно понимать Библию буквально — текст ее ясен

Это, несомненно, был самый первый подход, заявленный реформаторами, хотя довольно скоро они пришли к пониманию, что он не дает полного удовлетворения. И даже несмотря на то, что этот подход с самого начала показал себя несостоятельным, он до сих пор является самым популярным среди наименее образованных евангеликов и харизматиков. "Библия говорит то, что имеет в виду, и имеет в виду то, что говорит", - часто можно услышать от них такую фразу. Но когда дело доходит до конкретных текстов Писания, с которыми протестанты не согласны - например, места, где Христос дает апостолам власть прощать грехи (Ин. 20, 23), или когда Он говорит о Евхаристии: "Сие есть тело Мое... сия есть кровь Моя" (Мф. 26: 26, 28), или когда св. апостол Павел учит, что женщины должны покрывать голову, находясь в храме (1 Кор. 11, 1-16), тогда вдруг оказывается, что Библия уже не говорит то, что имеет в виду: "Ну, это не надо понимать буквально..."

Подход №2 — Правильное понимание сообщает нам Святой Дух

Когда под знаменем Реформации возникли многочисленные течения, не сумевшие прийти к согласию друг с другом относительно толкования Священного Писания, тогда, несомненно, вторым решением проблемы стало утверждение, что благочестивым протестантом водительствует Святой Дух, чтобы тот мог правильно истолковывать Писания. Разумеется, каждый, кто не согласен с этим благочестивым протестантом, не может быть руководимым тем же самым Духом, так что в результате каждое протестантское направление должно перестать считать христианами всех тех, кто от них отличается. Если бы такой подход оказался правомочным, то в протестантизме осталось бы всего-навсего одно направление, правильно толкующее Священное Писание, - но какое же именно из нескольких тысяч существующих деноминаций? Конечно, ответ будет зависеть от того, с представителем какого направления вы будете разговаривать, но в одном можно быть уверенным - вероятно, он назовет то направление, к которому принадлежит сам.

В настоящее время, однако (хотя это зависит от того, с какой из протестантских деноминаций вы имеете дело), вы, скорее всего, выйдете на протестанта, который поведет речь об относительности истины, чем на такого, кто будет настаивать на исключительной правоте своих единомышленников. С появлением все новых и новых конфессий протестантам любого толка становится все труднее утверждать, что только они правильно понимают Писание (хотя таких встречается все еще порядочно); поэтому стало обычным преуменьшение различий между конфессиями и утверждение, что различия эти несущественны. Считается, что каждое направление обладает только частицей Истины; полной же Истиной не владеет никто. Именно на этой почве родилась ересь экуменизма.

Многие протестанты склонны признавать, что истина в той или иной степени принадлежит всем религиям. Их выводы состоят в следующем. Для получения полной Истины каждая конфессия должна бросить свою частицу Истины в общий котел; затем следует все перемешать - и вот вам готовая Истина. Но это уже будет религия антихриста. Согласно Писанию, Церковь всегда являлась и является столпом и утверждением Истины (1 Тим. 3, 15); поэтому либо Церковь владеет Истиной, либо это не та Церковь, которую основал Христос.

Подход №3 — Неясные места следует толковать при помощи ясных

По-видимому, это наилучший метод, позволяющий решить задачу истолкования Библии с ее же помощью: на основе понятных текстов объяснять непонятные. Логика такого подхода проста: если в каком-либо месте Писания истина выражена неясно, то наверняка найдется другое место, утверждающее то же самое, но более ясно; используйте ясные места как ключ - и вам откроется значение темных мест. Именно об этом писали тюбингенские богословы при первом обмене письмами с патриархом Иеремией II.

"Поэтому нет лучше способа толковать Писания, как искать объяснения Писания в самом же Писании. Ибо все Писание продиктовано одним и тем же Духом Святым, Который лучше всех знает Свою волю и лучше всех может определить вложенный Им Самим смысл" [10].