Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова

ОТДЕЛ XVI

Статья сорок шестая

О том, что по излиянии первого фиала на отступниках сделались гнойные раны

Из этого мы предполагаем, что святые до тех пор не получат жребия в небесном Иерусалиме, священнодействия и покоя в храме Божием, пока гнев Божий не разлучит праведных от грешников. Ибо сперва подобает окончиться наказаниям, которыми воздается за грех заслужившим их, а потом уже святые будут вселены в вышний град. Но не будет погрешности, если отнести каждую из язв к живущим на земле при ее кончине. Бог по Своему человеколюбию, чтобы ослабить бесконечные будущие муки, попускает и наводит в настоящей жизни карательные язвы на заслуживших или чрез своих пророков Еноха и Илию, или чрез страдания от войн. Мы же будем молить Господа, чтобы Он наказал нас, как Отец, и немучительно бичевал в Своем гневе, ибо сказано: нет целом места в плоти нашей от гнева Его (Пс. 37, 4), чтобы, омывши свои оскверненные грехами ризы слезами покаяния и облекшись в брачные одежды, нам взойти в чертог вечного веселия Христа, Бога нашего, Которому всякая слава, честь.

И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Бо-жия на землю. Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.

Фиал, как и чаша, употребляется здесь вместо наказу-ющего действия. Когда он был вылит ангелом, появились гнойные раны, означающие скорбь, происходящую в сердцах отступников и мучащую их, как бы сердечное нагноение, потому что наказанные Богом посланными язвами не получат никакого облегчения от антихриста, которого они признают за бога. Вероятно также, что и тела их будут поражены от льстивого антихриста и отступника стрелами диавольского обольщения.

Статья сорок седьмая

Об излиянии второго фиала на находящихся в море

Второй ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.

Неудивительно, что Божественная сила для обличения немощи антихриста и легкомыслия обольщенных претворит чрез пророков Еноха и Илию море как бы в кровь убитого и погубит в нем все живое, как некогда Бог сделал это чрез Моисея в Египте (Исх. 7,19) для обличения упорства фараона и обнаружения Своего могущества, чтобы верные утвердились, а неверные устрашились, видя тварь, восставшую на них за почитание отступника. Правдоподобно и другое предположение, что этим указывается на поражения в войнах при его пришествии, когда Гог и Магог будут воевать друг с другом во всей вселенной и непокорившиеся ему цари будут истреблены со всем войском, а по местам будут убийства; тогда море от морских битв и убиваемых в них осквернится кровию, а также и реки обагрятся ею.

Статья сорок восьмая

О том, что от третьей язвы реки превращаются в кровь

Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил. За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того.

Видно также и отсюда, что над стихиями поставлены, как сказано выше, ангелы, из которых управляющий водами восхваляет Бога за то, что Он низвел на грешников достойное наказание и дал кровь вместо питья обагрившим свои руки кровию святых. Этим же указывается и на то, что многие из верных, удостоенные в то время пророческого дара, будут убиты слугами диавола, или на то, что сообщниками последних становятся отвергающие проповедь божественных пророков и оправдывающие убиение их жестокосердными иудеями, как сказал о них и Господь, что, строя гробницы пророкам, они соизволяют их убийству (Лк. 11, 47-48).