Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова

Чаша указывает на сладость зла пред его вкушением, а золото - на заманчивость его. Об Иове сказано, что он пил поругание, как воду (Иов. 34,7), так и здесь обозначается, что жена делает злое не для насыщения, а по стремлению к гибели. Поэтому-то она и исполнилась мерзостями, которыми питается грехолюбивое общество, упиваясь как сладким питьем грехом и блудным осквернением.

И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

Начертание на челе свидетельствует о бесстыдстве неправды, исполненности грехом и о сердечном смущении; она мать, потому что в подначальных ей городах руководит душевным блудодеянием и побуждает на мерзкие пред Богом беззакония.

Статья пятьдесят четвертая

О том, как истолковал ему ангел виденную тайну

Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне ангел: что ты дивишься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.

Названия городам даются в Священном Писании, как это можно видеть из многих мест его, сообразно их жизни и делам. Поэтому-то древний Вавилон назван веселящейся (то есть увеселяющейся своим блудодейством) блудницею, повелительницею чародеев и волхвов, и об Иерусалиме сказано: лице жены блудницы быстъ тебе (Иер. 3, 3), а в послании Петра древний Рим называется Вавилоном (1 Пет. 5, 13). Но, конечно, правильнее всего Вавилоном называется город, бывший в силе при персах, а потом и всякий другой город, увеселяющийся кровью и убийствами. Евангелист и ужаснулся, увидя один из таких городов, но узнал от ангела, что этот город - владыка мира - при кончине будет наказан за беззакония, какой бы город мы под ним ни подразумевали: персидский ли, или получивший древнюю власть Рим, или новый какой, или вообще мировые царства, по своему характеру принимаемые за одно. Ибо все они полны прегрешений и обагрены кровью святых, хотя и неодинаково - одни больше, другие меньше. Кто, например, измерит кровь мучеников со времени Диоклитиана или замученных в персидской земле? О том же, что было, например, при Элиане, или о гонениях на христиан от ариан в новом Риме читающие могут знать из истории.

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель.

Этот зверь есть сатана, умерщвленный Крестом Христовым; он снова оживет при кончине мира и ложными знамениями и чудесами антихриста будет пытаться низвергнуть Крест. Он действовал до Креста, а теперь нет его, ибо он обессилен страданиями Спасителя и лишен своего владычества над народами, которое он имел над ними чрез их идолослужение. Выйдя при кончине мира из бездны или из того места, куда он был заключен по своем осуждении и куда бесы просили Христа не посылать их, а лучше ввергнуть в стадо свиное, он явится в мир. Или же он явится из настоящей жизни, которая иносказательно тоже называется бездною по причине глубины греховной и волнения страстей на житейском море. Отсюда же выйдет и антихрист - орудие сатаны для уловления людей, за что и будет осужден на погибель в будущем веке.

И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

Те, которых имена не написаны в книге вечно живущих и не угадавшие антихриста по Христовым предсказаниям, удивятся пришествию зверя и его ложным чудесам, удивятся, не понимая, почему он получил прежнюю власть снова.

Здесь ум, имеющий мудрость.

Мудрость духовная нужна, чтобы понять то, о чем сказано духовно.

Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена. И семь царей.