Священномученик Анатолий (Грисюк)-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК -СИРИЙСКОГО МОНАШЕСТВА -ДО ПОЛОВИНЫ VI ВЕКА-СОДЕРЖАНИЕ- 1 1 отрывок-1.1 ГЛАВА

Теперь попытаемся представить более или менее наглядно и точно условия стояния великого подвижника на столпе, который послужил образцом для столпов подражателей преподобного Симеона - всех последующих стилитов. Основание этого столпа, служившего местом жилища преподобного Симеона в течение 37 лет, сохранилось и доселе. Описание остатков от колонны преподобного Симеона дает маркиз Де-Вогюэ (54). Основание знаменитой колонны в настоящее время представляет один громадной величины камень, верхняя поверхность которого имеет в окружности 2 метра или 6 футов в поперечнике. Первоначальная высота его скрывается вследствие сделанных отломков; она должна была быть около 5 футов. На этом основании был еще довольно грубо обделанный блок или тамбур, теперь сдвинутый с основания колонны и одним краем на него опирающийся. И этот остаток знаменитого столпа подвергся изменению своей формы вследствие того, что благочестивые паломники уносили от него по кусочку. Если теперь принять во внимание высоту колонны преподобного Симеона и размеры, принятые в Сирии для построек, то можно, по словам Вогюэ, считать диаметр верхушки этой колонны в 5 или немного менее футов. Но в действительности расчет Вогюэ должен быть изменен, ибо этот ученый считал неправильно высоту последней колонны преподобного Симеона в 30 локтей, между тем как она имела, по блаженному Феодориту, 36 локтей, а по Vita Антониевой и по сирийскому житию, целых 40. Сравнительная широта верхней площадки столпа преподобного Симеона предполагается и другими данными жизнеописаний этого подвижника. Например, рассказ его ученика Антония о последних днях и смерти преподобного Симеона не может быть понят, по нашему мнению, иначе как при предположении, что платформа столпа была настолько широка, что могла вместить и несколько человек. Не представлять же себе, на самом деле, что все стояли на верхних ступеньках приставленных лестниц. Наконец, блаженный Феодорит сообщает, что преподобный Симеон свою почти непрестанную молитву сопровождал бесчисленными поклонами и однажды спутник кирского епископа стал считать эти поклоны и, насчитав 1244, перестал считать, а подвижник между тем продолжал кланяться. Как же, спрашивается, это могло бы совершаться, если бы, согласно с сирийским житием (55), колонна была шириною всего в локоть? Таким образом, надо признать, что верхняя часть столпа преподобного Симеона имела в диаметре около 6 футов. О высоте последней колонны мы уже сказали. Разница между показаниями блаженного Феодорита, с одной стороны, и Vita Антониевой и сирийского жития, с другой, небольшая (4 локтя) и может быть объяснена или тем, что счет производился на глазомер, не слишком точно, или тем, что блаженный Феодорит базис колонны, который, как мы видели, имел около 3 локтей, не включал в размеры самой колонны. Но не сразу наш подвижник поднялся на столп такой значительной высоты (около 20 метров или 10 саженей). Высота его столпа, по свидетельству всех жизнеописателей, увеличивалась постепенно. Размеры меньших колонн указываются в различных источниках различно. Блаженный Феодорит говорит, что первоначально столп имел 6 локтей (56), по Vita Антониевой, столп был сделан в 4 локтя (57), а по сирийскому житию, в 1158. Можно было бы согласить показание первого источника и последнего, приняв, что блаженный Феодорит считает высоту колонны без базиса, а сирийское житие определяет высоту всей колонны. Тем же образом можно было бы согласить и следующие цифры тех же источников: 12 и 17 локтей (59), но, как замечает Улеманн, занимающийся гармонистикой всех этих показаний, большое затруднение тогда представит цифра 22, которая далее одинаково встречается в обоих источниках (60). Наконец, Vita Антониева говорит о столпе в 30 локтей, на котором святой Симеон стоял, по ее словам, 15 лет (61), тогда как сирийское житие в її 119 и 120 выразительно свидетельствует, что постройка столпа такой высоты только предполагалась и была начата, но не была успешно завершена, т.к. воля Божия была на то, чтобы преподобный Симеон взошел на столп в 40 локтей. Ясно, что от попытки хорошо согласить все эти разноречивые показания относительно менявшихся преподобным Симеоном колонн надо отказаться. Последняя, самая высокая, колонна преподобного Симеона, по свидетельству сирийского жития, состояла из трех частей в честь Святой Троицы(62). Такой трехчастной она представляется и на иконах (см. снимок № 37 в книге академика Ф.И. Успенского). Для того, чтобы самому подвижнику или его ученикам можно было взойти на высокую колонну, приходилось употреблять лестницу. Об этом говорит блаженный Феодорит в рассказе об одном священнике из Равенны (63), пожелавшем убедиться, не привидение ли преподобный Симеон. Лестница фигурирует и в рассказе Vita Антониевой о слуге арианского военачальника Ардавурия Юлиане, желавшем свергнуть преподобного Симеона с колонны как обманщика, вводящего людей в заблуждение. Была приставлена лестница и замышлявший злое против подвижника Юлиан уже взошел на третью ступень, как вдруг лестница поднялась и повисла в воздухе на высоте четырех почти локтей от земли. На такой значительной высоте, какую имела колонна преподобного Симеона, стоять было небезопасно, т.к. при землетрясении или приступе головокружения легко можно было упасть на землю. Тем не менее баллюстрады или решетки, упоминание о которой встречается в житиях других столпников, на верху колонны преподобного Симеона не было в собственном смысле слова, но, быть может, было какое-нибудь воронкообразное расширение (в виде чашки), а блаженный Феодорит говорит о какой-то перекладине, к которой привязывал себя преподобный Симеон на время святой четыредесятницы, проводившейся им, как известно, в полном воздержании от какой бы то ни было пищи. О том, что будто преподобный Симеон приковал свои ноги к столпу (о чем рассказывает сирийское житие в ї 83), так что святой подвижник не мог двинуться ни направо, ни налево, нельзя говорить в собственном смысле, потому что от всякого внешнего способа лишить себя возможности двигаться он отказался еще по совету хорепископа Мелетия, а вершина колонны, как мы сказали, не была настолько узка, чтобы представлять какую-то узкую вдолбину, в которой ноги столпника помещались как бы в колоде. Никакой крыши или прикрытия, как это бывало у позднейших стилитов, у их родоначальника не было. Об этом прямо говорит ученик преподобного Симеона - преподобный Даниил, что в Анапле. Ему император Лев I хотел выстроить келью на вершине его колонны, но подвижник решительно от этого отказался, сославшись на пример преподобного Симеона. Отсюда можно заключать, что великий сирийский подвижник был совершенно беззащитен против всех перемен погоды - палящих лучей сирийского солнца и ненастья тамошнего зимнего времени.

Какие последствия для телесного организма великого подвижника имело его продолжительное стояние? Конечно, очень тяжелые, и все жизнеописания, а особенно сирийское (її 83, 86), о них и говорят. Растяжение жил на ногах, жестокие раны в нижней части тела, искривление позвоночного столба, потеря временами зрения ("куриная слепота") - все это было следствием взятого преподобным Симеоном на себя подвига столпничества. Vita Антониева рассказывает, что диавол, искушая святого мужа, навел на бедро праведного, как на блаженного Иова, болезнь, называемую "панукла", от которой загноилось его бедро. В списках этой Vita парижском Х–XI в. и ватиканском XII в. эта тяжелая болезнь ставится в зависимость от препобежденного столпником одного коварного диавольского искушения. Преобразившись в ангела света, диавол предстал однажды пред Симеоном на огненной колеснице и сказал: "Взойди сюда, праведный, и приими венец". Не понял прелести вражией преподобный Симеон и уже поднял было ногу, но, одумавшись, сейчас же отшатнулся от вражеского призрака. За это и поразил его диавол в бедро, а подвижник стоял на одной ноге в течение двух лет, а по указанным спискам, до конца своей жизни. Из пораженного болезнью бедра, по словам ученика Антония, падало невообразимое множество червей. В сирийском житии (ї 81) также говорится о явлении столпнику огненной колесницы с пророком Илией, но это чудесное явление было, по словам жития, действительное, а не призрачное, и имело целью укрепить и утешить подвижника. В существовании большой раны на ноге убедился, по приглашению самого преподобного Симеона, упомянутый священник из Арабены. "Болезни" преподобного Симеона Столпника посвятил особую поэму один из лучших сирийских поэтов – Иаков Серугский (64). Все страдания, проистекавшие из чрезвычайного сверхчеловеческого подвига, преподобный Симеон переносил с удивительным терпением. Епископы, периодевты и множество народа просили его, по свидетельству сирийского жития (ї 87), ввиду тяжкой болезни его ног, сойти, хотя бы на время, до залечения раны, со столпа. Об этом просил его письмом и император Феодосий младший со своими сестрами. Но святой Симеон отказался от такого способа избавиться от раны и остался стоять на своем столпе, а исцеление ему подано было от Господа.

Подвиг, предпринятый преподобным Симеоном, вызвал к себе различное отношение со стороны его современников, как вызывает и теперь. Массы народные были изумлены и с благоговением стали взирать на столп святого Симеона, но из числа монашествующих нашлись такие, которые отнеслись к неслыханному дотоле виду подвижнической жизни с сомнением. Рассказ Евагрия об этом уже отчасти был приведен. "Обитатели святой пустыни (Иерусалимской?) послали к преподобному Симеону своего брата и заповедали ему спросить, что это за странный образ жизни, для чего он, оставив проложенный и святыми мужами проходимый путь, идет иным, необыкновенным и для людей вовсе неизвестным? И вместе с тем, внушали ему сойти и совершать путь избранных отцев. Если он покажет готовность сойти (со столпа), то пустынники позволяли ему жить своим образом, ибо послушание его было бы знаком того, что он подвизается таким образом под руководством Божиим, а когда станет упорствовать, либо окажется рабом своего хотения и не покорится их внушениям, то повелевали совлечь его насильно. Однако святой Симеон, выслушав предложение старцев, немедленно же хотел его исполнить. Тогда пришедший позволил ему совершать свой путь, сказав: "Укрепляйся и будь мужествен; стояние твое от Бога" (65). В житии Даниила-столпника также рассказывается, как возвращавшиеся из Антиохии (куда они путешествовали по вызову Антиохийского архиепископа) месопотамские аввы (архимандриты) остановились в монастыре не то Теледском (66), не то в самом Телнешине (67), и отозвались о подвиге преподобного Симеона отрицательно. Жители монастыря убедили их взойти и посмотреть собственными очами. Они взошли с преподобным Даниилом, но подняться по лестнице, как предлагал им сам преподобный Симеон, под равными предлогами отказались, за исключением преподобного Даниила, который взошел и получил благословение от святого Симеона на предстоявший и ему в будущем (после смерти святого Симеона) подобный подвиг. Но это были исключения. А вообще неслыханный подвиг и удивительное терпение прославили преподобного Симеона так, что слава о нем распространилась далеко за пределы его округа, дошла и до Рима, где, по свидетельству блаженного Феодорита (68), во всех мастерских при входах ставили изображения столпника (вероятно, изготовлявшиеся не в Риме, а в Сирии) " в надежде получить через то защиту и безопасность". И за пределами римской империи был хорошо известен и почитаем преподобный Симеон, например, при персидском языческом дворе. Последующие поколения до нашего времени также всегда высказывали свое удивление и почитание исключительному подвигу человеческого терпения и религиозного самопожертвования, явленному миру первым столпником. Только некоторые рационалисты, как, например, известный английский историк Гиббон и английский же поэт Теннисон, позволяют говорить по поводу подвига преподобного Симеона о "страшном фанатизме" ограниченного монаха. Беспристрастные же мыслители говорят по этому поводу о великой силе духа, которая, как известно, начинается там, где теряется чувствительность нашей внешней оболочки. Церковь считает преподобного Симеона одним из своих великих святых и в своих песнопениях так воспевает его подвиг: "Терпения столп был еси, ревновавый праотцем, преподобне: Иову в страстех, Иосифу во искушениих и безплотных жительству, сый в телеси, Симеоне отче наш" (тропарь) (69).

Что же делал преподобный Симеон, стоя в течение 37 лет на столпе? Да то же, что он делал в продолжение всей своей подвижнической жизни, со времени обращения к ней, т.е. в течение 56 лет. Молился, молился пламенно и усердно, соединяя свою молитву с великим постом (пищей его была моченая чечевица и вода, а в святую четыредесятницу он ничего не вкушал), размышлял о дивных судьбах Божиих. Биографы преподобного Симеона говорят, что молитва преподобного Симеона на столпе продолжалась всю ночь, за исключением краткого сна, и весь день до 9 ч., т.е. до нашего 3 ч. пополудни. "Во дни церковных празднеств святой подвижник, по свидетельству блаженного Феодорита, являл особый образ терпения. Со времени заката солнца до самого восхода его на востоке он стоит всю ночь с поднятыми к небу руками, забывая о сне и об усталости", т.е. совершает всенощное бдение. Черта в жизнеописании особенно замечательная, ибо этим свидетельствуется не только великое терпение и великий молитвенный подвиг первого столпника, но и его глубокое уважение к церковным празднествам. Но потом, когда слава о столпническом подвиге святого Симеона распространилась и число приходивших умножилось до чрезвычайной цифры, преподобный отделил часть своего дня с 9 ч. для выслушивания и удовлетворения просьб своих посетителей, которым он давал многочисленные наставления (по блаженному Феодориту, дважды в день) со столпа. Понятно, что при 10-саженной высоте его подвижнику приходилось сильно напрягать голос. Кроме удовлетворения духовных и телесных нужд приходивших к нему, преподобный Симеон, по свидетельству биографов и многочисленных оставшихся памятников, занимался еще и общецерковными делами, за которыми он, видимо, внимательно следил. Но об этой стороне его деятельности, очень важной в церковной истории первой половины V в., скажем дальше, когда будем говорить об общественном значении и влиянии сирийского иночества в указанную эпоху. А теперь наша речь будет о блаженной кончине святого Симеона Столпника.

Несмотря на сверхчеловеческие невероятные подвиги, которые нес преподобный Симеон, он, как уже было отмечено, дожил до того возраста, который псалмопевец считал крайним - именно до 70 или около этого. Об обстоятельствах преставления блаженного Симеона от сей жизни в жизнь вечную точных сведений в источниках не имеется. У блаженного Феодорита (хотя он может быть и пережил, впрочем, вряд ли), конечно, о смерти подвижника ничего не говорится. Сирийское житие, написанное спустя лишь лет 15 после смерти подвижника, говорит, что эта смерть была ему предвозвещена одним видением еще за 40 лет и, таким образом, не была неожиданной. Ближайшей причиной ее, как рассказывает то же житие, был страшный упадок сил и боль во всем организме (ї 125). Эта предсмертная болезнь продолжалась с вечера 29 августа, которое тогда падало на субботу (очевидно, что год здесь разумеется 459, как, впрочем, потом в ї 137 это прямо говорится: 770=459), три дня: воскресенье, понедельник и вторник. А в среду, 2 сентября 459 г. около 9 ч. (3 ч.) дня, при трогательной обстановке, окруженный учениками и простившись с этим миром, святой Симеон склонил голову на плечо одного своего ученика и предал Богу дух. "И почил, - добавляет сирийское житие, - и пришел в покой от своих подвигов, трудов и мучений". Несколько иначе рассказывает о кончине преподобного Симеона житие, написанное Антонием. Именно по этому житию, преподобный Симеон скончался в пятницу, но уже в этот день он не показывался собравшемуся народу, как это было у него обычно. То же отсутствие подвижника наблюдалось в субботу и в воскресенье и тогда, поднявшись, ученик увидел столпника неподвижным и безмолвным. После нескольких вопросов стало ясным, что старца в живых уже нет. В этом последнем изображении излагаемого события исследователи видят путаницу и неправильности и поэтому отказывают ему в достоверности (а вслед за этим пунктом и во многих других частностях Vita). Помимо внутренних противоречий указывают (70), что пятница была днем памяти мучеников и святых, а потому и агиографы заставляли умирать описываемых ими святых людей преимущественно в пятницу. Но и сообщение о том же предмете сирийского жития при всей его хронологической корректности (год и день здесь очень хорошо сходятся: 2 сентября 459 г., действительно, было в среду) по внутренним признакам заключает в себе еще более невероятного, чем рассказ Антония. Хорошо предполагают относительно обоих рассказов (принимая во внимание и другие неуказанные здесь частности), что мы в этих версиях имеем в сущности одну сильно стилизованную монастырскую легенду о кончине великого основателя монастыря. За всем тем остается хронологическая проблема о точной дате смерти преподобного Симеона Столпника. Кажется, надо согласиться, что такой датой, исторически обоснованной, может быть скорее всего 2 сентября 459 г. (среда). Помимо сирийских хроник (в хронике Михаила сирийца (IV, 5), впрочем, говорится, что святой Мар-Симеон Столпник умер в 773 г. греков), эту дату Lietzmann обосновывает на житии преподобного Даниила Столпника, что в Анапле (ss. 233-35), хотя то обстоятельство, что Lietzmann’у потребовалось целых 2 страницы на доказательство этого тезиса, показывает, что он не совсем прочно стоит и, конечно, имеет значение лишь как косвенный довод в целой аргументации. Противоречит этой дате, во-первых, то, что во всех греческих минеях память преподобного Симеона Столпника показана 1 сентября, а не 2-го; во-вторых, показания хроники пасхальной на 2-й индиктион в царствование Льва, в консульство Рустикия и Оливрия (т.е. 464 г.), и Феофана хронографа, указывающего на 460 г. (с чем согласен и Кедрин), а отчасти и одной сирийской хроники, если только счет в ней ведется не по сентябрьскому году; в-третьих, житие Авксентия, который будто бы в ночь с пятницы на субботу в начальные годы царствования Льва I в видении узнал, что сейчас скончался преподобный Симеон Столпник. Ввиду таких трудностей, связанных с примирением противоречивых дат, один из рецензентов книги Lietzmann’а, опытный исследователь в вопросах агиографии H. Delehaye, предложил считать 2 сентября днем собственно торжественного положения тела усопшего подвижника в великой церкви Антиохии. Он обращает внимание, во-первых, на то, что в некоторых греческих минологиях (они отчасти показаны и у архиепископа Сергия, "Полный Месяцеслов Востока", II, 267) память преподобного Симеона помещается в конце июля (27), а, во-вторых, на то, что тело преподобного Симеона было сначала перенесено в церковь Кассиана, а потом через 30 дней, по приказанию Ардавурия, было поставлено в великой церкви Антиохии (Byzantinische Zeitschrift, 1910, №1, 52). Сирийское житие, впрочем, определенно говорит, что это было 25 сентября. Non liquet - остается сказать по поводу всех этих хронологических вычислений. И здесь, строго говоря, может быть только приблизительно указано время кончины святого Симеона. Это было при патриархе антиохийском Мартирии, который правил антиохийской церковью с 458 г.(71), при Ардавурии, знаменитом готском военачальнике, который был убит в 471 г.(72).

Знаменательно то, что сообщают биографы святого Симеона и Евагрий о последовавшем за смертью преподобного Симеона народном движении. По рассказу Vita Антония, когда тот убедился в кончине старца, он через одного верного человека дал знать об этом святителю Мартирию и военачальнику Ардавурию, словом, властям, дабы не было смятения. Явился патриарх с епископами и клириками и Ардавурий с шеститысячным отрядом своих готов. Последний стал охранять порядок, чтобы как-нибудь окрестные поселяне, сбежавшись, не похитили тела подвижника. Честные мощи первого столпника и великого подвижника при огромном стечении народа, из-за которого не было видно самой горы, были благолепно перенесены в Антиохию, причем по пути совершались чудеса. По свидетельству сирийского жития (ї 136) и Евагрия, император Лев I хотел перенести мощи преподобного Симеона Столпника в столицу, но жители Антиохии усердно просили оставить их у них в городе, дабы эти честные останки были им вместо стены, которая вследствие гнева Божия, т.е. землетрясения, упала. Но кажется, что часть мощей святого Симеона все-таки была взята, т.к. Евагрий говорит об одной главе его, при которой лежала и железная цепь (упоминаемая в житии). Житие Антониево говорит, что тело почившего подвижника, встреченное всем городом со свечами и лампадами, было внесено сначала в церковь Кассиана и после тридцати дней по приказанию Ардавурия было положено в великой церкви, в особом евктирии преподобного Симеона.

Столпничество преподобного Симеона вызвало подражание. После него появилось немало столпников, в частности, в Сирии и Месопотамии. О них, равно как и о грандиозном монастыре, который вырос на месте подвигов преподобного Симеона, будет речь, когда мы перейдем к следующему периоду в истории сирийского монашества, а теперь обратимся к другим отшельникам сирийским первой половине V в. и иным видам отшельнического подвижничества в сирийских странах в данное время.

Примечания.

1 H. Delehaye. "Les stylites"// Compte-rendu du 3-e congres scientifique international des catholiques. Bruxelles. 1895.

2 Немецкий ученый K. Holl доказывает большое значение столпников в деле распространения и развития иконопочитания (Der Anteil der Styliten auf Aufkommen der Bilderverehrung) в Philotesia, P. Kleinert zum LXX Geburtstag dargebracht. Berlin. 1907, ss. 53-66.

3 Извлечения из церковной истории Феодора Чтеца, по изложению Никифора Каллиста. Из II-й книги, с. 529.

4 The ecclesiast. hist. of Evagrius. Ed. by I. Bidez and L. Parmentier. L., 1898. p. 21.

5 H. Lietzmann. Das Leben des heiligen Symeon Stylites. Leipzig, 1908.

6 Assemani. Bibliotheca orientalis, t. 1. p. 54.