Священномученик Анатолий (Грисюк)-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК -СИРИЙСКОГО МОНАШЕСТВА -ДО ПОЛОВИНЫ VI ВЕКА-СОДЕРЖАНИЕ- 1 1 отрывок-1.1 ГЛАВА

14 И. Троицкий. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Серг. пос. 1907, с. 285.

15 Migne, s. lat., t. XXI, 433; рус. пер. о. М. Хитрова "Жизнь пустынных отцов". Св.-Троиц. лавра. 1898, с. 75.

16 Les stylites. p. 5-6.

17 Memoires t. XV, p. 374.

18 Как у большинства церковных деятелей древности, год рождения св. Симеона с точностью не может быть определен, т.к. в источниках не указывается. Можно только приблизительно обозначить эту дату, приходя к такому определению путем выводов из даты смерти великого сирийского подвижника, начала его аскетических подвигов и т.п. Но и эти последние даты прочно не фиксированы. Вообще хронология жизни св. Симеона, как говорит преосв. Сергий ("Полный месяцеслов Востока" II, 350), "весьма спутана и много по вине переписчиков". Разобраться в этой путанице нелегко, и, напр., Lietzman посвящает целых 10 страниц хронологии жизни прп. Симеона Столпника и все-таки, по мнению критиков (напр. Dietrich в Тhеоl. Lz., 1909; n.8), не распутывает хронологического узла. По-видимому, это задача со многими неизвестными. В сирийских хрониках (напр., Эдесской) и в сирийском житии прп. Симеона Столпника указывается определенная дата его смерти: 771 г. (Chron. Edess.) или 770 (сир. житие) по эре Селевкидов. В переводе на наше летосчисление это будет 460 или 459 г. (но если год начинался по-византийски с сентября, тогда может быть и 458 г.). Год же рождения по этой дате будет определяться так. В местности Телнешил, где совершал свой столпнический подвиг прп. Симеон Столпник, он прожил 47 лет (Евагрий 1, 13; сир. житие). След., начало его подвигов здесь будет падать на 413-411 г.г. Но сюда он прибыл из монастыря Евсевона и Авивиона, в котором по указанно тех же источников пробыл 9 лет, т.е. с 404-2 г. Но здесь и оканчивается хронологическая нить названных источников, и только предполагая, что пастушок-мальчик прп. Симеон Столпник имел во время поступления в монастырь 10-12 лет, можно прийти к заключению, что он родился в 390-394 г.г. Более точную дату можно поставить на основании жития св. Симеона, составленного его учеником Антонием, но нужно сказать, что эта Vita расходится с другими источниками в частных датах, хотя общее число лет подвижнической жизни св. Симеона и здесь может быть определено, согласно с Евагрием и сирийским житием, в 56. Если основываться только на этом общем согласии Vita Антониевой и других источников, то, оставляя в стороне вопрос о 4 годах предшествующего восхождению на столп периода в жизни св. Симеона (т.е. вопрос о том, где они были проведены: в названном выше монастыре или в местности Телнешил), можно воспользоваться одним очень важным для нашей цели хронологическим указанием Vita: это - замечание настоятеля монастыря, что св. Симеону нет еще 18 лет (значит 17 с лишним). Если после этого разговора с настоятелем (и последовавшего затем временного изгнания св. Симеона из монастыря) подвижник, согласно той же Vita Антониевой, пробыл в монастыре еще 3 года, а по установленной сейчас хронологии из монастыря св. Симеон совершенно удалился в 413-411 г., то получится, что наш великий подвижник родился в 393-391 г.г. Без этого важного хронологического указания Vita (о 18-летнем возрасте св. Симеона в момент его разговора с настоятелем) год рождения св. Симеона научно не определим. "Христианское Чтение" 1899, I, 795.

19 Lietzmann, 1,18-19.

20 Ibid., 80,12-13.

21 Об этом можно заключать из неоднократных упоминаний об арабах на протяжении всего сирийского жития.

22 Сирийское житие говорит (Lietzmann, 81,4-5), что это было после смерти родителей, но преимущество здесь должно быть отдано рассказу бл. Феодорита, который нарочито в данном случае подчеркивает, что передает событие со слов самого прп. Симеона.

23 Ibid., 2,15-20.

24 Lietzmann, 2,22-3,3.

25 Ibid., 81,17-83,20.

26 Ibid., 83,21-86,15.

27 Ibid., 87,27-88,20.