Священномученик Анатолий (Грисюк)-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК -СИРИЙСКОГО МОНАШЕСТВА -ДО ПОЛОВИНЫ VI ВЕКА-СОДЕРЖАНИЕ- 1 1 отрывок-1.1 ГЛАВА

36 Mansi, VI, 68. Деяния Вселенских Соборов, т. IV, стр. 31. Ср. ibidem выше: "он встал и говорит: "убей" (слова Диогена, еп. Кизического); все почтеннейшие епископы воскликнули: "Варсума опустошил всю Сирию; он привел против нас тысячу монахов"". О Варсуме см. Kirchen-Lexicon Wetzer und Welte, 1, 630; Dictionnaire de thйol. cath. Vacant-Mangenot, t. II, 434.

37 Labourt. Le christianisme dans l `empire perse sous la dynastie Sassanide (224-632). Paris, 1904, p. 315. Относительно мессалиан в данное время писал Раббула, еп. Эдесский, к Гемелиану, еп. Пергийскому. См. у Михаила Сирийца XI, XXVII, Chabot, p.224.

38 Lietzmann. Сир. житие 91. 5-134, 18-20. Ср. Евагрий, 1, 13, рус. пер., стр. 32.

39 Блаженный Феодорит. Церковная история. кн. 5, гл.35; Migne, 82, 1265 АВ, рус. пер., стр. 367.

40 Marin. Vies des pиres des dйserts, t. VIII, p. 235.

41 Евагрий I, 21. Zцckler (S. 279) видит особенность позднейшей истории монашества в появлении "плачущих", но он сам отмечает, что у египетских и северно-сирийских аскетов IV и V веков это явление также было обычно.

42 Revue de l `Orient Chrйtien. 1910, р. 62-64.

43 По Nau, этот монастырь в 4-х милях от Евфрата, был монастырь Анании, упоминаемый Бар-Эбреем, находившийся возле г. Каллиника, ибо этот город на Евфрате и этот монастырь отмечают уже около половины VI века. Иоанн Ефесский помещает его близ Суры (Commentarii de beatis orientalibus, pp. 164, 207).

44 Будучи еще в детском возрасте, он, играя на вершине горы, встретил леопарда. Обвязав шею этому зверю, он привел его к своему монастырю и на вопрос его наставника, что это такое у него, ответил: кошка. После этого наставник, прозревая в отроке величие его будущих добродетелей, возвел его на столп (Hist. eccl. еd. Bidez, pp. 239, 6-15; рус. пер., стр. 308).

45 Были столпники в это время и в других местах, в частности возле Константинополя, как показывает пример Даниила Столпника, что в Анапле.

46 Procopius, (ed. Bonn, pars II), vol. I, p. 33-35.

47 В римском мартирологе память этого Иакова указывается 6-го августа, но у нас такого святого Иакова Месопотамского, который жил бы в конце V и в начале VI веков, нет (см. у арх. Сергия, Полный месяцеслов Востока, указатели).

48 Patrol. Orient. II. р. 214.

49 Райт, в переводе Коковцева, стр. 38, Duval, p. 339.

50 Об юродстве о Христе и Христа ради юродивых существует книга свящ. И. Ковалевского (Москва, 1900).

51 I, 21; еd. Bidez, p. 31; рус. пер., стр. 48.

52 IV, 34; еd. Bidez, р. 182; рус. пер., стр. 231-234. Юродство в смысле подвига смирения, доведенного до последней ступени, встречалось и раньше, правда, в очень редких случаях. См. сообщения преподобного Ефрема Сирина и Палладия Еленопольского в Лавсаике о юродивой в женском Тавеннисиотском монастыре. Ср. статью прот. К.С. Кекелидзе "Эпизод из начальной истории египетского монашества", Труды Киевской Духовной Академии. 1900 г. Янв. и февр.

53 Mansi, 883-890.

54 См. снимки развалин в конце книги Ф.И. Успенского "Археологические памятники Сирии", а также в книге Шарля Диля "Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке", франц. и рус. изд., кн. III, гл. 3.

55 Археологическое описание монастыря святого Симеона Столпника, о постройках которого говорит еще Евагрий (I, 14; ed. Bidez, p. 24, рус. пер., стр. 36), приведено в следующих сочинениях: Vogьй, Syrie Centrale. Architecture, I, p. 128 sq. 141 sq. pl. 114 sq. 139-150; Ф.И. Успенский, op. cit.; Cabrole, Diction-naire d `archйologie I, 2380 sq.; Н.Ф. Красносельцев. Очерки по истории христианского храма.

56 Chabot, II, 2, p. 243.