Священномученик Андроник (Никольский)-СТАНЕМ ДОБРЕ, СТАНЕМ -СО СТРАХОМ, ВОНМЕМ-Письма архиерея к иереям-СОДЕРЖАНИЕ-1 I.

И совершилось, и совершается, и будет совершаться это величайшее чудо возрождения и обожения человеческого естества верой во Христа. Началось оно мученичеством и продолжается всем христианским подвижничеством в разных его проявлениях. Оно в той святости духа человеческого, до которой доходили и доходят свободным подвигом верующие в Христа Сына Божия вочеловечившегося.

Это торжество не только Христа в людях над диаволом и всей силой темной, нет, это торжество и победа самого человека над темной силой и самим сатаною – князем мира сего. Христос, победивший его на Кресте Своею смертью, теперь побеждает его, сатану, в самую го лову подвигом верующих в Него, во Христа. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия победа, победившая мир, есть вера наша. Так мы веруем, и, веруя, эту самую свою веру мы и торжествуем и празднуем в святые дни Рождественных Спаса праздников.

Возлюбленные о Господе отцы и братие! Исполнимся сами такой нашей верой во Христа, чтобы, ею дыша и ею водясь в жизни, и других всех наших пасомых ею приводить ко Христу, для всякой человеческой души и в мир сей на диавола пришедшему. Да будет сия вера святая дыханием нашего духа, смыслом нашей жизни, воодушевляющим началом в нашем пастырствовании. Да бежит далеко-далеко к самому диаволу все несовместимое с этой верой, все унижающее ее, а через это оскверняющее и наше христианское и пастырское призвание. Об этом напоминает нам всякий год праздник Рождества Христова, обновляя тем в нашем сознании нашу спасительную веру. Но сия вера и сие воодушевление верой в Бога, во плоти явившегося, да будет нашим постоянным воодушевлением, с которым мы проходили бы победоносно мимо всех соблазнов темной силы по пути до Самого Господа.

И как бы был близок к нам Христос Господь, если бы все пастыри Церкви были проникнуты такой святой заботой. Как бы преуспевало дело Христово в нас и в людях, если бы все работники на ниве церковной, благоговея перед своим пастырским спасительным служением, взаимно охраняли друг друга от всех соблазнов силы темной, братски отводили бы от ее сетей. Если же кто не послушает слова, того, по Апостолу, имели бы на замечании и не сообщались бы с ним, чтобы устыдить его (2 Сол. 3, 14). Ибо при виде всего не созидающего дела спасения пасомых плакать надлежит всем нам, дабы изъят был из среды нас соделавший такое дело, которое унижает нашу веру и отвращает людей от Бога (1 Кор. 5, 2). Почему и советует Апостол словом Писания: извергните развращенного из среды вас (1 Кор. 5, 13).

Да не будет нужды всем, но да будет общей всех святой заботой, чтобы без взаимного преткновения единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15, 6), чтобы никто не желал хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для нас мир распят и мы для мира, чтобы всем нам, которые поступаем по сему правилу, был мир и милость (Гал. 6, 14–16). О сем самом главном будем всякой молитвой и прошением молиться во всякое время духом; и старайтеся о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, дабы я смело проповедовал, как мне должно (Еф. 6, 18–20).

Пермь. 12 декабря 1914 года, день святителя Спиридона, епископа Тримифунтского ==24. Заключение == В одном месте своей «Христианской науки» блаженный Августин говорит: «Пять только хлебов было у Апостолов; но когда их стали раздавать во имя любви голодным, то остатков собрали двенадцать корзин; поэтому буду и я делиться малым запасом своей духовной опытности, чтобы тем умножить любовь и самый ее запас». Этими словами блаженного Августина руководился и я в своих кончающихся теперь письмах о бодренном нашем общем соработничестве Христу, Великому Первоархиерею и Спасителю. «Аще что не дописах», покройте то своею любовью и дополните своею опытностью, а все примите к сердцу и возгрейте в нем тот дар священничества, который все мы – пастыри Христовой Церкви – получаем преизобильно от Раздаятеля всяких благ. Да не будет он в ком-либо из нас яко свеча под спудом, но да светит всем, иже в храмине суть ( Мф. 5, 15). Да дерзаем мы в свое время сказать вместе со Святым Апостолом Павлом ко всем своим христианам: послание бо наше вы есте, написаное в сердцах наших, знаемое и прочитаемое от всех человек; являеми, яко есте послание Христово служеное нами, написано не чернилом, но Духом Бога Жива, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных. Надеяние же таково имамы Христом к Богу, не тако довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но доволство наше от Бога, Иже и удоволи нас служители быти Нову Завету, ни писмени, но духу: писма бо убивает, а дух животворит... Имуще убо таково упование, многим дерзновением действуем... Господь же Дух есть; а идеже Дух Господень, ту свобода. Мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа (2 Кор. 3, 2–6, 12, 17–18). Сею свободою духа о Господе действовали все до нас бывшие церковные праведники труженики – Угодники Господни, к Нему дерзновенно возлетавшие в своих созерцаниях и других к Нему же поднимавшие на крыльях своей высокой христианской свободы духа. Им и последуем в своем церковном делании; да с ними прославимся от Господа и вместе с трудолюбным рабом притчи услышим радостный глас Господень: добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21). Аминь.

Примечания:

20 Помимо публикации в «Новгородских епархиальных ведомостях» (1910 г.), письма печатались отдельной брошюрой в Новгороде (1910 г.) и в значительно дополненном виде в «Пермских епархиальных ведомостях» (1914 г.) и в 1915 г. отдельной брошюрой в Перми.

21 1915 г. Примечание. На докладе Пермской духовной Консистории, от 4 сего декабря за № 1178, по вопросу об открытии при одной из церквей Пермской епархии общества ревнителей чистоты и опрятности храма и любителей церковного пения, по прилагаемому проекту устава, резолюция Его Преосвященства Преосвященнейшего АНДРОНИКА, епископа Пермского и Соликамского от 4 сего же декабря за № 9710 последовала таковая: «Представленный устав утверждается, но общество ревнителей назвать «Сестричеством» ревнительниц. В исправленном виде устав припечатать в «Епархиальных Ведомостях» с пропуском пунктиром слов, касающихся данного «Сестричества» – как примерным. Подобные «Сестричества» весьма важны и желательны во всех приходах. Они будут содействовать укреплению в приходе веры и любви к Церкви и богослужению, насадят добрые нравы среди прихожанок, а через них и в их семьях, облаголепят храм Божий, сократят и многие хозяйственные расходы по церквам. Лучше бы во главе таких «Сестричеств» встать женам священноцерковнослужителей, учительницам, чтобы около себя собирать всех лучших среди прихожан, а через них вносить все доброе и благочестивое и во весь приход. Во всяком приходе таких ревнителей найдется множество, но, не объединенные, они не знают, к чему и как приложить свои силы и усердие. Позаботьтесь же, отцы, братие и сестры, об учреждении по приходам таких «Сестричеств», хотя бы по данному уставу. И из малого сделайте постепенно великое дело поднятия религиозности, благочестия, добронравия, благородства, трезвости, благоприличия в приходе. Воодушевляйте сестер и поставляйте им в заботу привлечь каждой хоть одну сестру в «Сестричество», как добрую жертву Богу и Его храму. И таким путем одна за другой в «Сестричество» войдут все женщины и девицы прихода, и для всех достанет самого живого и святого.»