Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам

11. брань ваша, говорит, не (есть) против крови и плоти, то есть не с людьми идет борьба у вас, ибо хотя чрез людей неправедных и гонителей и врагов ведет с вами борьбу враг, однако брань ваша, говорит, против начальств и властей, и против мироправителей тьмы сей, и против духов нечистоты, находящихся в воздухе неба. Обрати, пожалуйста, внимание на то, что не сказал: брань тех (злых духов), но: брань ваша, - ибо не он (диавол) ведет борьбу против нас, но мы против него. Хотя он и устрояет козни, но не имеет силы; а хотя бы и имел силу, однако не дано ему бороться с нами силою, но посредством устроения козней. Так он вел брань с Адамом и Евою не силою, но разными кознями помышления, - и не с сильным и крепким голосом, но приступил с коварною лестью. Так же приступает он ко всем людям, исключая те случаи, когда он испрашивает себе силу и ему дается позволение употребить ее в известное время и в известном месте, как, например, он испросил и получил власть над Иовом.

Итак, без всякого насилия, с одними прельщениями и кознями подступает он к сынам Адама и Евы, как подступал он и к Адаму и Еве. Но если сам враг приступает к нам только с прельщениями и возбуждениями (ко злу), то напротив мы посредством посильной борьбы и брани, то есть подвигов поста и молитвы, можем избавить себя от его злокозненных ухищрений и от лживых прельщений ко злу.

Если же выше назвал их начальниками на небе, то сделал это для того, чтобы установить различие между начальниками телесными и начальниками духовными. Но как в словах Давида: там будут обитать все летающия (твари) небесныя (Пс.103:12), мы разумеем птиц в воздухе, а не небесных; так, равным образом, когда говорится о начальниках небесных, мы разумеем начальников в воздухе, а не начальников на небесах. Выше назвал их правителями мира потому, что они имеют способность распространять соблазны по всему миру и во грех вводит людей, обитающих по всему кругу земли. А также назвал их духами темными под небом для того, чтобы показать, что скрытно и во тьме совершаются те дела темные, коим научает (враг). Сказал: под небом (поднебесным), дабы показать, что обитание его (диавола) под небом, а не над небесами, - а также, что между людьми совершаются и чтутся злокозни их, а отнюдь не между огненными и духовными Стражами (Ангелами), как утверждают некоторые еретические секты.

Что же касается до слов: и против духов нечистоты, то это суть те, кои дерзают входить в людей, как, например, в Марию Магдалину (Мк.16:9) и в того человека, который бился о камни (Мк.5:5).

13-15. Ради сего, говорит, возмите оружие постов, молитв и бдений, чтобы могли вы устоять и противостать врагам в день злой, то есть в тот день, когда восстает на нас какая-либо из похотей, которую мы препобеждаем этим оружием.

16-18. И во всем приготовьте себя, то есть в истине и правде, дабы посредством них и соединенных с ними добродетелей возмогли вы угасить стрелы лукаваго огненныя, то есть разжигающие помыслы врага.

18. Чрез всякую молитву и прошение, молясь не за одних только самих себя, но и за всех святых.

19-20. И за меня молитесь, чтобы дано было мне слово в отверзении уст моих, то есть чтобы не было во мне страха и смущения, - с дерзновением возвещать тайну ту, за которую я являюсь послом не в почести и с дарами, но в оковах и узах.

21-23. А дабы и вы знали относящееся ко мне (мои обстоятельства), что делаю (и дела), - то вот послал я Тихика, чтобы он возвестил вам относительно нас, а нам принес известие о вас, - и чтобы он утешил сердца ваши в той скорби, какою удручены вы, то есть сообщив вам о той крепости и восторге, благодаря коим радуемся мы в скорбях наших.

24. Благодать со всеми теми, кои любят Господа нашего Иисуса Христа без тления, то есть без дел тления.