Толкование на книгу Числ

(13) И Валаам рече князем Валаковым: не попущает ми Бог ити с вами. Сказанное, что Бог не попустил Валааму проклясть народ, не означает, что, если бы Валаам проклял, то народ и был бы проклят, показывает же, что сатана не может вредить святым. (25) И узрев осел Ангела Божия, приложися ко ограде. (27) И бияте осля Валаам. Валаам три раза бьет осла жезлом, но не может заставить его идти. Осел Валаамов есть образ человеческого рода, который стал как бы колесницею диавола. Ослица, увидев Ангела, свергла с себя Валаама; так душа, сподобившись видеть Жениха в явление Его, свергла с выи своей чуждое иго, и соделалась колесницею Еммануиловою, быв прежде колесницею полчищ супостата.

Глава 23

(10) И рече Валаам: кто изочтет песок Иакова и число четвертой части его? Песок Иакова означает семя его, умножившееся как песок морской, так что невозможно исчислить и четвертой части Израиля. (11) И рече Валак: на проклятие враг моих призвах тя. Бог не попустил Валааму проклясть народ, который вскоре впал в блуд с дщерями моавитскими, и за сие наказан язвою, не попустил, чтобы, когда постигнет Евреев суд правды за нечестие их, не подумали они, что наказание постигло их вследствие проклятия Валаамова, и не обратились во след волхвователей, подумав, что действительно имеют они силу, которой нет у них. Сверх того, чтобы сам Валаам не подумал и не утвердился в той мысли, что его проклятия навлекли на Евреев язву, Бог соделал, что Валаам благословил народ в присутствии Валака, самого же Валака, стоявшего при требищах его и всех врагов народа Божия, предал проклятию. Ибо Валаам говорит: благословящии тя, благословени, и проклинающии тя, прокляти (Числ.24:9). Но хотя Валаам и не проклял Евреев, что было из сего пользы народу, который после его благословения подвергся проклятию? Бог попускает Валааму благословить народ еврейский и себя самого благословить тем же благословением. (10) Да будет кончина моя, как их. Но народ и Валаам вместе погибли, и благословение обратилось в проклятие; ибо Евреи истреблены заразою; Валаам пал вместе с Мадианитянами, которые были им прокляты, и которых поразили Евреи.

Глава 24

(17) Возсияет звезда от Иакова. Это - Зоровавель, спаситель Иудеев и образ Иисуса, Спасителя всех народов. И востанет князь от Израиля, это - Зоровавель. И погубит исполины моавитския по возвращении из плена и пленит вся сыны Сифовы, то есть, царства, сопредельные Иудее. (20) Начало языков Амалик, потому что он первый вступил в брань с Израилем. И конец его погибнет в век. Это - Антиох, один из преемников Александровых, утеснявший Евреев во времена маккавейские.

Глава 25

(8) Вниде в след человека израильтянина в ложницу, и прободе обоих, (11) и возревновал ревностью Моею в них. И тем что (10) возревнова по Бозе своем, умилостиви о сынех израилевых. (14) Имя человеку Замврий, сын Салмонь. Сей Замврий, сын Салмонь, который в глазах братий своих дерзнул войти к Мадианитянке, и которого князи народные не убили за сие, есть образ сатаны, который бесстыдно вводит в грех сынов человеческих. А что Замврия не убили князи народные, сие служит образом, что и сатану не могли одолеть и небесные силы, и праотцы, и Пророки; одолел же его Еммануил, Которого изображает Финеес, и Который крестом Своим низложил и сокрушил сатану и всю силу его. (8) И преста вред от сынов израилевых. Так, приведена в бездействие сила смерти, как скоро отъят грех.

(15) И имя жене Мадианитыне, Хазви, дщи Сура, начальника племени из поколения мадиамского. Когда умерщвлена была Хазви в куще ее; тогда все Мадианитянки убоялись подобной смерти, сняли шатры свои и убежали. Для сынов Израилевых прекратилась возможность грешить, потому что сети бежали от добычи, чтобы не впадала она в сети. Сулица, вонзенная в Замврия и Хазви, положила предел гневу, излитому правосудием на народ, навела страх и ужас на весь сонм, и возбудила вопль в семействе убитых. А Моисей обратился к молитве, чтобы успокоиться от скорби, какую производил в нем вид мертвых тел.

Глава 27

(1) И сии имена дщерей Салпаада: Маала и Нуа, и Егла, и Мелха, и Ферса. Дочери Салпаада говорили, что отец их не был в числе тех пяти, которые восстали на Господа и преогорчили Его своими курениями, но в пустыни (3) греха своего ради умре, как и все шестьсот тысяч Евреев, и не был пожжен огнем, и не сошел во ад живой. Посему, дано повеление, чтобы каждый имел наследие в своем колене, и наследие одного колена не смешивалось с наследием других колен и не переходило в другое колено. В ином смысле, дочери Салпаадовы, получающие наследия вместе с другими собратиями, изображают святых жен, которые вместе с мужами приемлют наследие во царствии Божием.

Глава 31

(1) Рече Господь к Моисею: отмсти месть сынов израилевых от мадианитов. Под образом (8) пяти царей мадиамских разумеем пять орудий греха. Ибо все грехи входят в человека пятью дверями, то есть зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием. В том, что Финеесом убиты сии пять царей, видим образ Еммануила, Который привел в изнеможение силу греха. О сих пяти дверях написано: смерть взыде сквозе окна, и вниде в землю нашу (Иер.9:21). Пророк именует здесь окнами чувства.

(6) Сосуды святые, и трубы знаменныя в руках Финееса. Трубы знаменные, предшествовавшие кивоту, означают трубы Пророков, которые взывали: идет Еммануил; а трубы знаменные, сопровождавшие кивот, изображают Евангелистов, которые проповедали: пришел Еммануил.

(22) Золото, серебро, медь, железо, свинец и олово, (23) всяка вещь, яже пройдет сквозе огнь, очистится. Золотые сосуды, очищаемые огнем, изображают Апостолов, серебряные - Пророков; под образом же сосудов медных, железных, свинцовых и оловянных разумеем учителей Церкви, потому что они, хотя приемлют Духа, но не как Апостолы и Пророки, а в меньшей мере. Сосуды, очищаемые водою, изображают средних и низших, крещенных и оглашенных.