Толкование на книгу Числ

(23) Обретоша мужа собирающа дрова в день субботный. Собиравший дрова побит камнями; ибо он сделал нечто подобное тому, что сделано Замврием, сыном Салмоним. Замврий, в глазах Моисея и старцев, вошел к Хазви; а этот пред глазами всего покоящегося сонма вышел собирать дрова, и оскорбил святость дня, чтимого всем сонмом; а когда обвиняли его, говорил, что он сделал сие по забвению.

(38) Да сотворят себе рясны на воскрилиях риз своих в роды своя. Повелевается сделать рясны на воскрилиях риз в пособие памяти, чтобы не забывать им закона Божия.

Глава 16

Возмутились (1) Корей сын Иссаара, сына Каафа сына Левиина, и Дафан и Авирон сынове Елиавли, и Авнан сын Фалефа сына Рувимля. Возмутились против Аарона, с намерением или отнять у него священство, или с ним вместе священнодействовать в скинии. Но, когда в Египте делали кирпичи, не желали сего; когда Египтяне били их, не вожделевали этого; когда разделено было море, не просили о том; когда Египтяне погрязли, не домогались этого; когда Евреи переходили море, не приходило им сие на мысль; потому что боялись суда и наказания. Корей и прочие, возмутившиеся против Аарона и желавшие получить его священство, представляют образ первосвященников, возмутившихся против Господа нашего, и по сказанному в притче о винограднике, восхотевших получить Его наследие.

(31) И разседеся земля под ногами их. Так Бог низвел в землю тех, которые, лишась египетских удовольствий, возмутились, и вместо оных пожелали себе священства, и исполненный злочестия Египет сравнили с святым священством.

(37) Собери кадильники от среды изгоревших, яко освятишася кадильницы грешных сил в душах их, (38) и сотвори я дщицы кованы, обложение у олтаря. Если кадильницы прогневавших Бога освятишася в душах их и употреблены на украшения алтаря; то кольми паче освящаются тела исповедников в душах их.

Глава 17

(1) И рече Господь к Моисею глаголя: (2) глаголи сыном израилевым, и возми от них по единому жезлу по домом отечества их. (5) И будет человек, егоже аще изберу, жезл его прозябнет. Хотя ропот произошел в доме Рувимовом и между левитами; но собраны и положены в ковчег жезлы всех колен, чтобы роптавшие не могли сказать: почему не избрал жезла дома Рувимова, когда избрал жезлы дома Иудина, дома Гадова? Поэтому, Моисей полагает жезлы всех колен, чтобы отвергнуть всех, и дом Ааронов избавить от общего всех против него возмущения. Жезл Ааронов, который один из всех жезлов прозяб, служит образом достопокланяемой плоти Еммануиловой; ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл во гробе нетленным, и понесши неповинное страдание, в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия. И еще, жезл Ааронов, который прозяб один из всех жезлов, показывает, что плоть Христа, сына тленных, одна не видела истления, и не осталась во гробе.

Глава 18

(12) Всяк тук пшеницы и вина, и начаток их, елика аще отдадят Господу, тебе дах я. Первородная вся в земли их, елика аще принесут, тебе да будут. Сынам Аароновым отдал Бог всех первенцев людей, и скотов, овец, тельцов, коз. (15) Вся первенцы человечестии, и первенцы скотов нечистых да искупятся: (17) обаче первородная телцев, коз и овец да не искупятся; мяса их да будут священникам, кроме тука, который должно было приносить на алтарь. (26) Аще отделите тук участия, (27) вменится вам, яко плод гумна и яко плод точила. Бог дал левитам десятину всех достояний и плодов. Народ приносил десятину левитам, левиты - Аарону, а Аарон - Богу.

Глава 19

(1) И рече Господь к Моисею, глаголя: (2) да приведут к тебе юницу рыжу непорочну, яже не имать на себе порока, (3) и дадут Елеазару, и да заколют пред ним. Юница рыжая, заколаемая жрецом, назначалась не для жертвы, как показываешь пепел юнчий, который был употребляем для очищения имеющих нужду в очищении. И как юница вся предавалась всесожжению, то из сего видно, что жрец и не для своей потребности заколал ее.

(18) И да возмет иссоп и омочит в воду муж чист, и да воскропит на дом и на сосуды. Иссоп и (6) соскание червленое употребляемы были, по их многоценности, как вещи, которые надлежало покупать, что в глазах народа придавало более важности делу, и он не мог пренебрегать сим, как чем-либо нестоющим никаких издержек.

Глава 20