Толкование на книгу пророчества Захарии

(8) Послушай Иисусе и искреннии твои, мужи дивозрители, седящии пред лицем твоим: се Аз ввожду раба Моего Востока, то есть Зоровавеля, который будет подобен восходящему солнцу, потому что озарю его блеском побед. В таинственном же смысле относится сие к Иисусу истинному Спасителю, Который здесь называется и рабом, потому что уничижил Себя, воплотившись, облекшись в наше подобие, для нашего спасения восприяв на Себя по воле Своей зрак раба; Востоком же называет Его Пророк, потому что Он есть сияние славы Отца и образ Ипостаси Его (Евр.1:3). Мужи дивозрители, бывшие с Иисусом первосвященником, сыном Иоседековым, таинственно представляют нам святых Апостолов, учеников Христовых, которым дух пророческий явственно указует на Христа, говоря: се Аз ввожду раба Моего Востока. А по словам других мужами дивозрителями именуются здесь Пророки.

(9) Зане камень, егоже дах пред лицем Иисусовым, на камени едином седмь очес суть. Камнем называет Пророк царское достоинство; камень дан пред лицом Иисусовым в таком же смысле, в каком царское достоинство дано пред лицом Самуиловым. На камени едином седмь очес суть. Это семь дивных мужей, стоявших на стражбе царства, которые, как очи самого владыки царства, смотрят во все концы его владений. В смысле таинственном семь очей на одном камне изображают Церковь, которой открыты семь духовных созерцаний. Се аз отверзу дверь его (то есть Иерусалима) во век, то есть будет он наслаждаться миром и безмятежием. В высшем смысле отверсты двери Церкви, как сказал Пророк Исаия: отверзутся врата твоя присно, день и нощь не затворятся, ввести к тебе спасенных Господом (Ис.60:11). Се аз отверзу дверь, глаголет Господь Вседержитель, и осяжу, и возьму неправду земли оныя в день тот (10) созовете кийждо искренняго своего под виноград, и под смоковницу; т.е. опустошу землю, и опять сделаю ее богатою и населенною, но соделаю это для Меня, то есть возвращу ее к служению и поклонению Мне.

По другому переводу написано: се аз изрыю ров, глаголет Господь Вседержитель, и осяжу всю обиду земли оныя в день един. В день оный, глаголет Господь Вседержитель, созовете кийждо искренняго своего под виноград, и под смоковницу. В смысле таинственном ископанием рва Пророк называет прободение святых ребр, в чем Господь осязал и увидел, то есть всем открыл и обнаружил, злобу и нечестие против Христа, таившиеся в проклятом и неистовом народе иудейском. Итак, ископанием рва в смысле таинственном Пророк именует прободение ребр Христовых, как и Псалмопевец Давид в своем псалме говорит: ископаша, т.е. пронзили, руце Мои и нозе Мои (Пс.21:17). Сим прободением святых ребр заглаждены грехи всего мира; оным обнаружено все нечестие Израиля в тот един день, в который Христос вознесен был на крест. В день сей изгнаны из виноградника прежние его делатели, и вошли делатели новые. На сие-то делание виноградника желая указать, Пророк упоминает о винограднике и смоковнице, и говорит: созовете кийждо искренняго своего под виноград и под смоковницу. Сим означается, что всякий будет содействовать ко благу искреннего своего, теми добродетелями, какие соберет для себя, усладит ближнего своего.

Глава 4

(2) И рех: видех и се свещник злат, и светильце верху его, и седмь светильник верху его. Златой свещник, по обыкновенному толкованию, означает царское достоинство, на котором все держится; светильце верху его означает священство; семь светильников означают семь царских споспешников, подобных тем, какие были при Езекии. Таковыми споспешниками были теперь Холдай, Товия, Адай, Иасиа, Аггей, Малахия и сам Захария. В смысле духовном златой свещник представляет нам образ святого креста; светильце на верху его есть Церковь; семь светильников означают вождей Церкви Божией, каковы суть: Апостолы, Пророки, учители и приявшие дарование чудотворения, исцеления, правления и заступления (1Кор.12:28).

(2) И седмь чашиць светильников. (3) И две маслины едина одесную светильца его, и едина ошуюю. (14) И рече ко мне: сии два сынове тучности, яже предстоят Господеви всея земли. Семь чашиц у светильника изображают, что труд, какой приимет один из семи споспешников, будет трудом не одного, но многих, потому, что все прочие будут содейственниками ему. Две маслины, из которых одна на правой стороне светильника, а другая на левой, означают дух правителей народа иудейского - Иисуса и Зоровавеля, из которых один помазан на царство, а другой на священство. В смысле же духовном семь чашиц у светильника означают, что церковное учение есть общее достояние и назидающих и назидаемых; две маслины, из которых одна на правой, а другая на левой стороне, изображают два завета, также священство и царское достоинство. Два сына тучности, то есть сыны помазания, суть народ иудейский и народы языческие.

(6) Сие слово Господне к Зоровавелю: не в силе велицей, ни в крепости, но в Дусе Моем, глаголет Господь Вседержитель. Что умыслил Зоровавель, то совершит он, но не своею силою и не своею крепостью, а Моим Духом, действующим в нем, как действовал прежде в Самсоне, и споспешествующим ему.

(7) Кто ты еси горо великая, пред лицем Зоровавеля? Ты не более, как равнина. Почему ты, племя Гога, почитаешь себя горою великою? За что уподобляют тебя, горе великой? Что умышляешь против Зоровавеля? Пред Зоровавелем ты распадшаяся гора; хотя почитаешь себя горою великою, но в самом деле ты равнина. И изнесу камень первейший равенства и благодати. Камень равенства, потому что все колена единодушно подчинятся Зоровавелю; и камень благодати, потому что правление его будет для них вожделенно, по причине славных побед и кротости.

(9) Руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его, и уразумеете, яко Господь Вседержитель посла мя к вам. В смысле историческом и прообразовательном Пророк говорит здесь о Зоровавеле, руками которого храм иерусалимский воссоздан и совершен в течении сорока лет по возвращении из плена. В смысле же духовном и действительном Пророк говорит здесь о Христе, Который по человечеству произошел чрез Зоровавеля от семени Давидова. А под образом храма Пророк представляет Церковь, верою созидаемую у всех народов, которые уверовали во Христа, и освободившись от диавола и смерти, совокупились во единый храм, то есть Церковь Христову.

(10) Седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю, то есть те семь очей, которые видишь на камне, представляют собою семь народных правителей, которые, повинуясь воле Божией, исполняют свое служение, как надлежит праведникам. В смысле духовном семь очей Господних, призирающих на всю землю, манием Господним поддерживаемую, означают семь действ Святого Духа, в которых являет Он присутствие Свое. И увидите камень отвеса в руку Зоровавеля, то есть вы, Иудеи, увидите камень отвеса, сделанный из олова, какой строители зданий употребляют для определения прямизны стен здания. В смысле духовном сими словами Пророк выражает, что Иудеи увидят силы и знамения, совершаемые рукою Зоровавеля. А по моему мнению сей камень означает Духа Господня, ибо в след за сим сказано: седмь сия очеса Господня суть.

(12) Щипцы изливающие злато. Это уста священников и царей, когда они возвещают истину.

Глава 5

(1) Видех свиток летящ, (2) в долготу лактей двадесяти и в широту десяти лактей, (3) и рече мне: сия клятва исходящая на лице всея земли, истребить землю за грехи обитателей ее. Сказанное Пророком о виденном свитке указываете на воплотившегося Эммануила, Который вознесен был на крест. Если же кто возразит на сие, что Пророк говорит здесь о клятве, то да вразумят его слова Апостола, сказавшего: Христос был по нас клятва (Гал.3:13). Тем, что долгота и широта свитка, взятые вместе, составляли тридцать лактей, и что земля иудейская была в запустении семьдесят лет, представляется нам таинственное изображение того греха, какой учинили Иудеи, дав предателю тридцать сребренников, и того вечного запустения, какое постигло Иерусалим по предсказанию о сем Даниила (Дан.9:27).

(3) И рече: зане всяк тать от сего даже до смерти отмщен будет, т.е. подвергнется праведному осуждению.