The Explanatory Orthodox Prayer Book

Восьмой член

Как читается восьмой член Символа веры?Животворящий - дающий жизнь. Глаголавший - говоривший.О чем говорится в этом члене?О третьем лице Св. Троицы, Духе Святом.Что же о Нем здесь говорится?Что Он есть Господь животворящий, от Отца исходящий, что Ему следует равное с Отцом и Сыном поклонение и что Он говорил через пророков.Почему Дух Святой называется животворящим?Потому что Он дает всем творениям жизнь и особенно духовную, т.е. добродетельную жизнь человекам.Что показывают слова Символа веры: Иже от Отца исходящаго?Они показывают отличие Духа Святого от других лиц Св. Троицы. Особенное, отличительное свойство Духа Святого то, что Он от Отца исходит, как Сам Господь Иисус Христос сказал: Дух истины, Иже от Отца исходит (Ин. 15, 26).Что значат слова: глаголавшаго пророки?Слова эти означают, что Дух Святой говорил через пророков.Кто такие пророки?Это люди, которые учили народ жить свято и предсказывали о будущем. Одни из пророков учили устно - на словах, не оставив после себя ничего писанного, например, пророк Илия и ученик его, пророк Елисей; другие свое учение и дела записывали в книги: пророк Моисей, Давид и Исаия...Какая есть важнейшая молитва к Духу Святому?Царю Небесный.

Девятый член

Как читается девятый член Символа веры?О чем говорится в этом члене?О Церкви.Что такое Церковь?Общество людей, православно верующих в Господа Иисуса Христа.Сколько таких обществ или Церквей?Одно общество, одна Церковь; другой такой Церкви и не может быть.Почему же?Потому, что Церковь есть как бы одно великое семейство, хотя и разсеянное по разным странам, Глава и Начальник которого есть один Господь Иисус Христос.Почему Церковь называется Святою?Потому, что люди, составляющие Церковь, освящены таинствами и стремятся к тому, чтобы быть святыми.Почему Церковь называется Соборною?Потому, что она собирается или составляется из людей всех времен и народов.Почему Церковь называется Апостольскою?Потому, что она неизменно хранит учение, принятое от апостолов, и управляется архиереями, которых поставили вместо себя апостолы же.Кто такие сами апостолы?Ученики Иисуса Христа, которых Он посылал в мир проповедывать Свое учение. Их сначала было двенадцать; потом избраны в апостолы еще семьдесят человек. По своему происхождению они были люди простые: некоторые из них занимались рыбной ловлей; просвещенные же Духом Святым, они сделались премудрыми учителями Христовой веры и почти все скончались мученической смертью.

Десятый член

Как читается десятый член Символа веры?Исповедую - признаю, открыто объявляю.О чем говорится в этом члене?О крещении, причем разумеются и другие таинства.Что такое таинство?Таинством называется такое священное действие, через которое тайно и невидимо для нас дается нам благодать Божия или спасительная сила Божия.Сколько всех таинств?Семь. Крещение (крестины), миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), священство, брак (венчание) и елеосвящение (соборование).Все ли таинства нужно принимать каждому человеку?Каждый взрослый человек непременно должен принимать первые четыре таинства, а младенец первые три; остальные три таинства принимают желающие и способные к тому.В чем состоит крещение?В том, что верующий три раза погружается в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и через то очищается от грехов и возрождается в жизнь новую.Для чего при крещении бывают восприемники (кум и кума, или иначе, крестный отец и крестная мать)?Чтобы дать торжественное обещание перед Богом в том, что они будут воспитывать крещаемого в истинной вере и благочестии и чтобы потом утверждать его в христианской жизни.Для чего на крещаемого надевают белую сорочку?В знак того, что крещаемый чист от грехов.Для чего надевают на шею его крест?В знак того, что он может спастись верой в Иисуса Христа, распятого на кресте.Для чего в Символе веры не просто сказано: Исповедую крещение, но прибавлено еще: едино?Для означения того, что крещение в другой раз ни над кем не повторится, если оно правильно совершено, т.е. через троекратное погружение в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.В чем состоит миропомазание?В том, что крещаемый помазуется святым миром с произношением слов: Печать дара Духа Святого, и получает дары Духа Святого, укрепляющие его в добродетельной жизни.Какие части тела помазуются миром?Помазуются миром: лоб - для освящения ума и мыслей; грудь - для освящения сердца и желаний; глаза, уши и уста - для освящения чувств; руки и ноги - для освящения сил.Миро и елей одно ли и то же вещество?Нет. Миро есть благовонная жидкость, составленная из различных благовонных трав и веществ и освященная архиереем; елей же есть простое деревянное масло, освященное молитвою и благословением священника.В чем состоит таинство причащения?В том, что христианин принимает под видом хлеба истинное Тело Христово, а под видом вина истинную Кровь Христову для соединения с Иисусом Христом и для вечной блаженной жизни с Ним (Ин. 6, 54-56).Как нужно приготовляться к святому причащению?Желающий причаститься святых Христовых тайн должен прежде говеть, т.е. должен поститься, больше молиться в церкви и дома, примириться со всеми и потом исповедываться.Часто ли должно причащаться?Должно причащаться каждый год, по самой крайней мере один раз; иначе несправедливо называться православным христианином.За какой церковной службой совершается таинство причащения?За литургией, или обедней; поэтому эта служба и считается важнее других служб церковных, например, вечерни, утрени и др.Чем еще обедня важнее других служб церковных кроме совершения во время ее таинства причащения?Тем, что во время ее воспоминаются все важнейшие события из земной жизни Иисуса Христа.Какие же, например, воспоминаются во время обедни события?Во время малого входа, когда бывает шествие из алтаря с евангелием, мы воспоминаем шествие Иисуса Христа на проповедь; во время великого входа со Св. Дарами, когда поют на клиросе: Иже херувимы, воспоминаем шествие Иисуса Христа на вольное страдание и смерть для очищения нас от грехов; во время освящения Святых Даров и причащения священника и диакона в алтаре мы воспоминаем тайную вечерю Иисуса Христа с апостолами; во время появления Св. Даров народу, когда диакон говорит: Со страхом Божиим и верою приступите, воспоминаем явление воскресшего Иисуса Христа ученикам; последнее же явление Св. Даров народу, когда со словами священника: Всегда, ныне и присно, и во веки веков, они переносятся с престола на жертвенник, напоминает нам вознесение Иисуса Христа на небо.В чем состоит покаяние?В том, что христианин, согрешивший после крещения, исповедует, или открывает, все свои грехи перед священником, чтобы через него получить прощение их от Самого Иисуса Христа.Что требуется от приступающего к исповеди?Требуется, чтобы он подробно припомнил все свои грехи, раскаялся в них и имел твердое намерение оставить всю прежнюю греховную жизнь и начать новую добродетельную.Что делает иногда священник, чтобы отучить кающегося от дурных привычек и от тяжких грехов?Назначает ему епитимию - упражнение, исправляющее наказание. Священник предписывает ему какое-либо правило, исполняя которое кающийся вспоминает о своей худой привычке и постепенно отвыкает от нее. Так, священник скупому и жадному предписывает ежедневную подачу милостыни; невоздержному назначает пост, а за тяжкие грехи отлучает даже от святого причащения.В чем состоит священство?В том, что Дух Святой правильно избранного (служителя) через архиерейское рукоположение поставляет совершать таинства и учить людей вере и добрым делам.Сколько степеней священства?Три. Высшая степень - епископ (архиерей), средняя - священник (пресвитер), низшая - диакон.Какое между ними различие?Диакон помогает священнику учить народ и совершать таинства; а один без священника не может совершать таинства. Священник учит народ и совершает таинства; архиерей не только учит народ и совершает таинства, но имеет власть и других посвящать через рукоположение на совершение их (таинств), т.е. посвящать в степени священства.Другие чины священства, например, патриархи, митрополиты, архиепископы, протоиереи составляют ли особые степени священства?Эти чины не составляют особых степеней священства, а относятся к какой-либо из трех означенных степеней. Так, например, патриархи, митрополиты, архиепископы то же в сущности, что архиереи; архимандриты, протоиереи в сущности те же священники; протодиаконы то же, что диаконы. Низшие церковные чины: псаломщик, дьячок, пономарь и др., не составляют никакой степени священства.В чем состоит таинство брака?В том, что жених и невеста, по своему взаимному согласию, благословляются в церкви через священника для полной взаимной любви, рождения и христианского воспитания детей.В чем состоит таинство елеосвящения?В том, что больной помазуется елеем и призывается на него благодать, исцеляющая душевные (грехи) и телесные болезни.

Одиннадцатый член

Как читается одиннадцатый член Символа веры?Чаю - ожидаю.О чем говорится в этом члене?О воскресении мертвых.В чем оно будет состоять?В том, что души умерших людей всех времен и народов некогда опять соединятся со своими телами, и люди восстанут из могил и будут вечно жить.Воскресшие тела таковы ли будут, каковы они теперь?Нет. Теперь тела грубы, предаются болезни и смерти, а воскресшие тела будут тонки, легки и безсмертны.В каком состоянии находятся души умерших людей до общего воскресения?Праведные души находятся в покое и заранее предчувствуют уготованное им блаженство; а грешные души заранее предчувствуют назначенное им мучение.Какие есть средства облегчать участь грешных людей, умерших в вере, но не принесших достойных плодов покаяния?Молитва за них Богу, милостыни и особенно принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой.

Двенадцатый член

Как читается двенадцатый член Символа веры?О чем говорится в этом члене?О той вечной жизни, которая наступит после всеобщего суда Христова.Какая это будет жизнь?Для праведных людей - весьма радостная и блаженная, а для нераскаянных грешников - весьма мучительная.

8. Девять заповедей блаженства

1.2.3.4.5.6.7.8.9.По-русски:

1-я заповедь. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.2-я заповедь. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.3-я заповедь. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.4-я заповедь. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.5-я заповедь. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.6-я заповедь. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.7-я заповедь. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.8-я заповедь. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.9-я заповедь. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Кто сказал эти девять заповедей для блаженства?Сам Господь Иисус Христос на горе при двенадцати апостолах и при множестве народа (Мф. 5,3-12).О чем говорится в этих заповедях?В них Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?Блажени - счастливы. Нищий духом - унижающие себя. Яко - потому что.В ней говорится о том, что нищии духом, т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.Вторая заповедь Божия для получения блаженства:Тии - те.В этой заповеди говорится о том, что плачущии, т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.Третья заповедь Божия:Кротцыи - кроткие, смиренные.Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.Четвертая заповедь:Алчущий - хотящие есть. Жаждущий - хотящие пить. Правда - оправдание, добро.В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды, т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.Пятая заповедь:В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.Шестая заповедь:Узрят - увидят.Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т.е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.Седьмая заповедь:Нарекутся - назовутся.В ней говорится о том, что миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божиими. По сему имени они получат и особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них.Восьмая заповедь:Изгнани - изгнанные, гонимые.В этой заповеди говорится о том, что гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное.Девятая заповедь:Егда - когда. Поносят - ругают. Ижденут - выгонят. Рекут - скажут. Глагол - слово. Зол глагол - злое слово. Лжуще - говоря ложь, говоря несправедливо. Мзда - награда.Эта заповедь о том, что кто безропотно переносит ругательства, клеветы, мучения и самую смерть за веру в Иисуса Христа; тот получит великую награду на небесах.