Commentary on the Canons of the Apostles

Это правило имело силу во все времена, и в начале IV века Александр, епископ Александрийский, ссылается на это правило, называя его "Апостольским" и осуждая еретиков своего времени, которые принимали в свой клир низверженных законным епископом клириков [59].

Примечания:

59. Theodoret., Hist. eccl. I,3 [Migne, s.g., t.82, col.888-909].

Правило 17. Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина

(Ап. 18; Трул. 3; Василия Вел. 12).

Предписание этого правила проистекает из божественного права, по которому священническую службу может совершать только тот, которой был женат лишь один раз. В Ветхом Завете мы находим такое предписание для левитов (Лев.21:7,13), а апостол Павел ясно говорит в своих посланиях, что духовными лицами могут быть только единобрачные (1Тим.3:2-13; Тит.1:5-6). То же находим и в Апостольских постановлениях (VI, 17). Побуждением к подобному предписанию служило всегда господствующее в церкви высокое понятие о воздержании, которое считалось возвышеннее брака; на вторичный брак смотрели, как на такую слабость, которая никогда не могла быть терпима у служителя Божественного алтаря. Когда было замечено, что предписания Священного Писания о единобрачии духовных лиц не соблюдаются некоторыми из них во всей строгости, тогда признано было необходимым предписание это издать в форме закона, каковым является это Апостольское правило, и воспретить каждому, женившемуся во второй раз, вступать в клир. С самого начала церкви предписание этого правила имело большое значение, о чем свидетельствуют нам многие отцы и учители церкви того времени [60], а затем оно было возобновлено св. Василием Великим в его 12 правиле, и Трулльским Собором, который в своем 3-м правиле приводит его дословно, как мы это увидим ниже.

В правиле сказано "после крещения", т.е. не может быть принят в клир тот, кто, как христианин, женился два раза; если же некто был женат один раз до крещения, а после крещения женился во второй раз, то последнее не считалось препятствием для принятия его в клир. В толковании этого правила Зонара приводит следующие доводы: "Мы веруем, что божественная баня святого крещения омывает всякую скверну, которою окрещенные были осквернены до крещения, и никакой грех, совершенный кем-либо до крещения, не может воспрепятствовать новокрещенному для принятия его в священство" [61], Что касается напоминания правила о том, что первый брак до крещения не нужно принимать во внимание, то это объясняется временем издания этого правила, когда почти вся тогдашняяцерковь состояла из новокрещенных, переходивших в христианство или из иудейства, или из язычества, и, следовательно, живших долгов время как в иудействе, так и в язычестве, в соответствующих условиях того религиозного общества, из среды которого они затем вышли.

Правило воспрещает, без сомнения, принимать в клир и того, кто после крещения имел наложницу (ή, concubina). Наложничество есть блуд, и если второбрачник не может быть терпим в клире и не должен священнодействовать пред св. престолом, тем менее может быть терпим в клире такой человек, который держит наложницу и, следовательно, является явным блудником.

По предписанию этого правила, двубрачный или имевший наложницу не только не может стать епископом, пресвитером или диаконом, но и вообще не может занимать места в ряду церковнослужителей, вносимых в списки священного чина (ή ό ού όου ού ίεού). То же самое говорится и в следующем 18-м правиле. В священнические каталоги в первые времена церкви, а также и позднее, заносились, кроме епископов, священников и диаконов, еще и иподиаконы, чтецы и певцы. Последних во всяком случае нужно подразумевать под лицами священнического каталога. Если же принять во внимание строгость церковной дисциплины в первые времена христианства, то легко объяснить, почему правило простирало свои предписания и на этих лиц [62]. В позднейшее время, некоторым из этих лиц, носящим вообще имя церковнослужителей (ύέ), разрешалось вступать во второй брак [63].

Примечания:

60. Tertull., de exhort. castit. c.7 [Migne, s.l, t.2, col.921-923] - ad uxorem I. 7 [Migne, s.l, t.1, col.1285-1287]. - Origenes, hom. 17 in Luc. [Migne, s.g., t.13, col.1842-1847]. - Epiphan, Expos. fidei n.21 [Migne, s.g., t.42, col.821-825], - Cp. архим. Иоанн, I,160, прим. 225 и 226. - J. Zhishman, Eherecht. S.417 и сл.

61.Аф Синт., II,23.

62. См. в Пидалионе (стр.19) третье прим. в толковании этого правила. Ср. Zhishman, упом. соч., S.424-428.

63. Другое толкование Вальсамона этого правила (Аф. Синт., II.24).