Commentary on the Canons of the Apostles

Примечания:

66. Аф. Синт., II,27.

67. См. толкования Зонары и Аристина этого правила (Аф. Синт., II,28-29). Законы греко-римских императоров об этом предмете см. в Номоканоне в XIV титулах, тит. IX, гл. 27 и 34 (Аф. Синт., I,202-209,226).

Правило 21. Скопец, аще от человеческого насилия таковым соделан, или в гонении мужеских членов лишен, или тако рожден, и аще достоин, да будет епископ

Ап. 22, 23, 24; I Всел. 1; Двукр. 8).

Примечания:

Смотри толкование к правилу 24

Правило 22. Сам себе скопивший да не будет принят в клир. Самоубийца бо есть и враг Божия создания

(Ап. 21, 23, 24; I Всел. 1; Двукр. 8).

Примечания:

Смотри толкование к правилу 24

Правило 23. Аще кто от клира скопит себе самого: да будет извержен. Ибо убийца есть самого себе

(Ап. 21, 22, 24; I Всел. 1; Двукр. 8).

Примечания:

Смотри толкование к правилу 24

Правило 24. Мирянин, себе самого скопивший, на три года отлучен да будет от таинств. Ибо наветник есть своея жизни

(Ап. 21, 22, 23; I Всел. 1; Двукр. 8).

Так как все четыре правила (праивла 21-24 - А.Л) трактуют об одном и том же предмете, то мы и говорим здесь об них всех вместе. Речь идет о телесном недостатке, или точнее о недостатке, который человек сам сделал на своем теле и который препятствует ему вступить в священный сан. Воздержание от брачного сожития ради царствия небесного, о котором говорит Иисус Христос (Мф.19:12)

Из этого следует, что тот, у кого сама природа или насилие людей произвели подобное оскопление, не был сам по себе виновен; но оскопление, которое некоторые производили на себе сами, должно было считаться тяжким грехом перед Богом и рассматриваться, как некоторого рода самоубийство. Этим объясняется происхождение апостольского предания, которое нашло себе выражение в упомянутых Ап. правилах, представляющих истинное понятие церкви о воздержании и о нравственных качествах, как духовных лиц, так и всех христиан вообще. По всей вероятности, непосредственным поводом к изданию этого Апостольского правила, в форме закона, послужила секта валесиян, упоминаемая Епифанием (haer. 58) и Августином (haer. 37) и возникших во II веке. Эта секта, толкуя по-своему известные слова Иисуса Христа (Мф.19:12), ввела у себя оскопление. Против этой секты и были направлены данные Ап. правила, и резкость, с которой они изложены, показывает, что ее нечеловечный пример угрожал заразой [68]. Однако надо предполагать, что эта злополучная зараза достаточно расширилась, так как повторение тех же правил мы встречаем на I Всел. Соборе и позже в IX веке на Константинопольском Соборе в храме св. Апостолов.

Примечания:

68. Hefele, Conciliengeschichte, I, 110,376.(Ап. 21, 22, 23; I Всел. 1; Двукр. 8).