Commentary on the Canons of the Apostles

Ростовщичество изображается в правилах как стремление к корысти и отвратительному любостяжанию (I Всел. 17), т.е. как действие, происходящее из одного источника с кражею и вообще всяким незаконным способом приобретения денег. В Ветхом Завете воспрещается избранному народу давать в рост деньги или пищу (Исх.22:25; Лев.25:36; Втор.23:19; Иез.18:8; 22:12) и говорится, что "праведник сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият" (Пс.14:5). В Новом Завете Иисус Христос повторяет это, и утверждает старый закон для христиан (Мф.5:42; Лк.6:30,34-35). Если божественный закон осуждает ростовщичество вообще, то тем большее значение должен иметь этот закон для самого учителя закона, для духовного лица. О ростовщичестве мы говорим в толковании параллельных правил. Здесь же следует только заметить в связи с 16-м правилом Карфагенского Собора, что духовному лицу не только не возбраняется давать деньги в заем, но такой поступок его заслуживает похвалы, показывая в нем сострадательное сердце по отношению к нуждающимся; но оно должно делать это без всякого расчета и принимать назад не более того, что дало в займы, так как в противном случае оно становится ростовщиком, не взирая на количество полученного им сверх долга, т.е. не взирая на большую или меньшую прибыль. В этом смысле и необходимо понимать слова этого (44) правила, которым осуждается каждое духовное лицо, требующее процентов со своего должника. Строгость наказания, налагаемого этим правилом, объясняется тем, что взимание процентов за занятые деньги считается в отношении духовных лиц равносильным краже и всякому другому незаконному приобретению [122].

Примечания:

122. 62 кн. "О должностях пресвитеров приходских", a относительно монахов 138-е прав. в Номоканоне при Б. требнике.

Правило 45. Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен

(Ап. 10, 11, 46, 64; III Всел. 2, 4; Лаод. 6, 9, 32, 33, 34, 37; Тимофея Алекс. 9).

О том, кто называется еретиком, и что такое ересь, говорится в толковании 1-го правила Василия Великого. 10-е Ап. правило, как мы видели, воспрещает молиться даже и дома с отлученным от церковного общения и налагает отлучение на каждого, имеющего молитвенное общение с отлученным. К отлученным от церковного общения, естественно, должны принадлежать и все еретики, в силу чего является последовательным воспрещение всякому православному молитвенного общения с ними. Тем строже должно быть воспрещено подобное общение духовным лицам, обязанным служить примером для остальных верных в охранении чистоты верования, не оскверненного никаким ложным учением. Под молитвенным общением, или как говорится в правиле, υευάεο όο ("который только будет молиться"), по словам Вальсамона в толковании этого правила, нужно разуметь не только воспрещение епископу и остальным клирикам молиться в церкви вместе с еретиками, так как за это они уже подлежат извержению по 46-му Ап. правилу, как и за допущение еретиков к совершению чего-либо в качестве клириков; но слова υευάεο όο нужно разуметь в смысле "имеющего просто общение" (άώ οή) и "снисходительно смотрящего на молитву еретика" (ήεώεο εή εί ή εύή ού ίεού), ибо от таковых, как достойных отвращения, нужно уклоняться. Поэтому, понимая таким образом смысл этих слов, Апостольское правило считает достаточным наказанием одно отлучение [123]. Совсем другой оборот принимает дело, когда православное духовное лицо допустит какого-либо известного еретика служить в церкви, и вообще признает его настоящим священнослужителем или церковнослужителем. В таком случае данное духовное лицо становится недостойным священной службы и, по предписанию этого правила, должно быть извержено из священного сана. То же самое предписывается как Апостольскими постановлениями (VI, 16. 18), так и многими другими правилами, и таково было учение всей церкви первых веков [124]. Весьма мудро замечает архим. Иоанн в толковании этого правила, говоря, что правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретического духа, но и к охранению их от индифферентизма к вере и к православной церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками в делах веры.

Особенное значение должно это иметь для духовных лиц, обязанных служить для других примером в строгом охранении святыни православного верования.

В силу этого православный священник, по правилам, не должен преподавать еретикам св. таин, ни вообще совершать для них какой-либо священной службы до тех пор, пока они не изъявят твердого решения соединиться с церковью; тем менее он может допустить еретического священника к совершению какой-либо службы для православных [125.

Примечания:

123. Аф. Синт, II,60.

124. Ignat, ер. ad Ephes. с. 7 [Migne, s.g., t.5, col.649,652]; ad Magues. c.8 [col.669]; ad Smyrn. c. 4 et 7 [col.709, col.713); ad Trall. c.11 [col.684]. - Polic., epist. ad Philipp. c.7 [Migne, s.g., t.5, col.1012]. - Iren., adv. haer. 1., 3, c.3 [Migne, s.g., t.7, col.848-855]. - Tertull., de praescript. c.12 [Migne, s.l., t.2, col.25,26]. - Cyprian., ep. 40 ad pleb. и ep. 76 ad Magnum [Migne, s.l., t.4, col.332-339 и t.3, col.1137-1152].

125. Упом. соч., I,191-192. Об отношениях к р.-католикам, с которыми мы находимся в ближайшем соприкосновении, см. беседу покойного архиеп. Херсонского Никанора: "Беседа о том, есть ли что еретическое в латинской церкви" (СПб., 1889).

Правило 46. Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. "Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным?"

(Ап. 47, 68; I Всел. 19; II Всел. 7; Трул. 95; Лаод. 7, 8; Василия Вел. 1, 47).