The Mystery of Reconciliation
А многие священники, даже старцы, вообще ничего не говорят на исповеди. Но они умеют так помолиться о человеке, так впустить его в свое сердце, что некоторое время спустя ему многое становится ясно.
Исповедь прежде всего Таинство, в котором человеку подаются силы на борьбу с грехом. Самое важное, что в этом Таинстве происходит, заключается даже не в том, что его грехи прощаются, и не в том, что священник сказал, а в том, что в самом Таинстве свидетельства перед Церковью подаются благодатные силы наконец-то преодолеть себя. И если мы этого не делаем, это плохо. Человек оказывается готовым в любой момент потерять благодать, как после причащения, так и после исповеди после любого Таинства.
Таинственность исповеди, ее благодатность, присутствие Духа Святого именно в том, что человек не сам по себе от исповеди меняется, а получает силы для борьбы с грехом и уходит полный благодатных сил. "Иди и больше не греши" это значит, тебе Господь говорит: "Начинай борьбу. Ты победишь, тебе даны силы". И остальное зависит от нас, от нашей решимость и борьбы. Отошел от исповеди начинается битва.
Тесные враты
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. (Мф. 7,13)
Мы же, не смотря на то, что слышим от Самого Господа: "Внидите тесными враты, вводящими в живот", предпочли путь широкий и пространный, ведущий в пагубу. За то, когда Он придет судить живых и мертвых, услышим от Него: "Отойдите от Меня проклятии".
Прп. Максим Исповедник
Если мы обратимся к христианской литературе, например, к такой книге, как "Учение двенадцати апостолов", то найдем четкое определение, что есть два пути: один путь к жизни, а другой путь к смерти, и различие между этими путями огромно. Да и Евангелие, книга вообще очень категоричная, говорит нам, что есть широкий путь и есть путь узкий. То есть, везде предъявляется это требование бескомпромиссного отношения к самому себе и к своему духовному подвигу. Но в жизни столь явных и очевидных примеров абсолютной победы христианства в ком-либо из наших близких мы обычно не наблюдаем. Можно ли в связи с этим говорить о лицемерии, двойном стандарте или о двойной жизни христиан?
Вопрос этот очень важен, и суть его заключается в обретении смысла своей веры и в обретении вместе с верой самого себя. Именно об этом чаще всего говорит нам Святое Евангелие: если клад находится на поле, то поле покупается ради этого клада; и продается все остальное ради того, чтобы приобрести дорогую жемчужину. И прежде всего важно определить, насколько человек способен по-настоящему и до конца осознать свою верность Богу, но не как уже осуществившуюся константу своего бытия, а как желание этой верности: как понимание того, что нет другого бытия, как только бытия с Богом, не существует иного конечного осмысления жизни, как только ее осмысления в Боге, и нет другой абсолютной истины, кроме истины евангельской.
В Евангелии говорится, что нельзя служить одновременно двум господам, и это тоже момент абсолютизирования единственного пути. Но случается так, как написано у апостола Иакова, что приходит человек с двоящимися мыслями и изначально пытается служить двум господам. В этом случае вместе с истиной знания о Боге он несет в себе еще и другие "истины", которым доверяет, но которых в Боге нет. Тогда вместе с верой во Христа и в Евангелие он пытается одновременно верить в то, что может существовать какая-то "истина" и помимо Христа, что евангельская истина не абсолютна и требует дополнения в других религиозных и философских системах.
Подобная двойственность может быть связана с упованием на внешние обстоятельства, скажем, на свой разум или человеческие отношения, или с запутанностью в философских вопросах и попыткой разбавить Истину различными псевдодуховными "истинами" и суевериями.
Вера во Христа может быть не свободна от примесей язычества, в том числе интеллектуального, когда представления о духовной жизни перемешаны со всевозможными мифами: культурологическими, эстетическими, политическими, национальными, которые мешают ему верить в понятия, определенные Евангелием. Например, некоторые христиане не могут принять вечность адских мучений, так как их, так называемая, интеллигентность не позволяет совместить наличие ада с Божиим милосердием. Другие же считают, что христианство может осуществить себя только, скажем, как монархия. Эти и множество других мифов вынуждает людей представлять Бога таким, каким им больше нравится Его себе представлять.
Помимо этого существует эмоциональная сфера, сфера нравственной жизни, и человек, желая примирить свой приход в Церковь с собственными пороками и страстями, может пытаться одновременно быть с Богом и жить по заповедям, и все-таки оставаться немножечко прежним. Он не хочет принять Христа таким, каким Он предстает перед нами в Евангелии и в учении Церкви, потому что держится за свои привычные представления и пристрастия.
Людей, заблуждения которых становятся их принципиальной позицией, в том числе религиозной, и абсолютизируемые гордыней навязываются уже, как учение церковное, называют еретиками. Человек, приходящий ко Христу, может внешне быть христианином: исполнять все церковные обряды, соблюдать святые посты, ходить в храм, участвовать в Таинствах, но его духовная жизнь трансформируется таким образом, что его путь, как ему кажется, ко Христу будет постоянным поиском новых и новых самооправданий и апологий своим "истинам". И эти "истины" все время будут увеличиваться, а Христос будет умаляться, и в конечном итоге останется только ложь с примесью христианства и антуражем Православия. Это мы наблюдаем в таких крайних проявлениях, как демонстрации чернорубашечников, прикрывающих свой дикий национализм святыми иконами. Так именем Христа пытаются прикрыть любые убеждения, от крайне правых до крайне левых, которые в конце концов смыкаются в единодушной ненависти к Церкви и ко Христовой истине.