The Mystery of Reconciliation
Можно считать, что исповедь, которая не приносит никаких плодов покаяния, и не совершалась. При этом дело совсем не в том, как человек себя на исповеди обнажает, как может описать свой грех. Разные состояния свойственны человеческой душе: иногда необходимость открывать себя до конца причиняет боль, а иногда удовольствие. Разные бывают люди. Некоторые могут скрывать в себе какие-то наклонности и свой грех представлять менее страшным, но есть такое свойство человеческой гордыни и самолюбования, когда человек готов себя достаточно сильно на исповеди обнажить. Если идешь на исповедь, ожидая формального прощения греха только из-за того, что способен назвать этот грех по имени, определить его достаточно серьезно, даже себя в некотором смысле уничижив, но знаешь, что грех тебе еще сладок, что грех тебе еще мил, что ты не хочешь до конца от него отказаться, то этот грех остается с тобой. И знаком непрощения является то, что ты снова в этот грех впадаешь, остаешься с тем, с чем был.
Покаяние измеряется плодами, и истинное духовное покаяние, это изменение жизни. Как его достигнуть? Только решимостью борьбы с грехом. Человек видит в себе, и по настоящему переживает те грехи, с которыми он имеет силы справиться, какими бы большими они ему не казались. Иногда грех, как Голиаф предстает перед нами, но мы, подобно Давиду, должны его победить. То, что мы сами в себе видим в результате помощи духовника, или как озарение нашей совести, или как обличение нашими ближними, все, что дается нашим живым опытом, это видение того, что у нас есть силы бороться с этими грехами. И если мы с ними не боремся, то ответственность за них целиком ложится на нас.
В притче о двух должниках господин простил человека, отпустил, а он тут же начал требовать долг со своего должника, при первой же возможности проявил себя таким же, каким был до этого. Вот пример того, что прощен человек, но не исцелен, и снова посажен в темницу.
Конечно, грех прощается человеку на исповеди. Не надо думать, что существует небесная бухгалтерия, которая тщательно подсчитывает все человеческие грехопадения. Но результатом прощения греха может быть только изменившаяся жизнь человека, и если это не происходит, то человеку приходится нести на себе последствия этого прощения, которое дается только вместе с очень серьезной ответственностью. Ты получил прощение и не изменил свою жизнь, и тогда приходишь на суд, где тебе говорят, как тому должнику: "Не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последней полушки" (Лк. 12,59).
А бывает так, что человек прощен и исцелен. Это означает, что покаяние совершилось во всей полноте, и прежнего греха с ним случиться уже не может, потому что он принес плоды покаяния.
Согрешить дело человеческое, но во грехе быть и лежать дьявольское.
Свт. Тихон Задонский
Мы все знаем Евангельскую историю о расслабленном (Ин.5, 2-14), который много лет был парализован, не мог приблизиться к целебной воде, и не имел такого человека, который мог бы помочь ему. Расслабленный находился в том месте, где люди получали исцеление, но сам его не получал. Тридцать восемь лет он провел рядом с благодатью, ожидал, когда эта благодать его коснется, и не терял надежды.
Так часто случается и с нами. Мы находимся в таком месте, где люди причащаются и исповедуют свои грехи. Для каждого человека наступает такое время, например время поста, когда благодать касается его сердца, но проходит пост, и возвращаются расслабление, немощи, невозможности собрать себя в единое целое и продолжать жить духовной жизнью. И человека посещает уныние или даже отчаяние, когда он смотрит на себя и понимает, что с ним ничего не происходит. Он ходит в Церковь, а ничего не меняется: каким был раздражительным, таким и остался; каким был ленивым, таким и остался; каким был нерадивым, таким и остался. Почему это происходит? Ведь всё рядом, рядом Христос, рядом Таинства, всё в храме дышит благодатью, которая способна каждого исцелить. Но вот проходят годы, а исцеление, как нам кажется, не наступает. Но так ли это?
Господь показывает, что тридцать лет лежания возле купели силоамской в расслабленном состоянии не прошли даром. Человек всю свою жизнь потратил на то, чтобы быть рядом с благодатью с чувством глубокой надежды на то, что найдется кто-нибудь, кто ввергнет его в купель. Все эти тридцать лет он был грешным и, как кажется, ничего не делал, но на самом деле он внутренне стремился к этому исцелению, потому что, как только рука Господня коснулась его, расслабленный отозвался всем существом. Господь сказал: Возьми постель твою и ходи (Ин. 5,11), и тот не стал рассуждать, я больной, я слабый, я ведь не могу, он взял постель и пошел, потому что внутренняя готовность и упование на Христа, являлись центром его жизни и сделали свое дело, он получил исцеление.
Ведь Господь не случайно обратился к нему, а потому что видел, какой духовный путь прошел этот человек, какую серьезную работу проделал, как все эти годы, находясь рядом с источником исцеления и внешне исцеления не получая, он исцелялся внутренне.
Очень часто Господь ждет от нас только веры и упования, и видя нашу удобоприклонность ко греху, наше непостоянство, не дает нам возможность сразу исцелиться полностью. Он не дает нам сразу богатых даров, которые мы видим у великих угодников Божиих, которые могли чисто молиться, понести труды по служению ближним, которые были просвещены Духом Божиим. С нами так не бывает.
Господь очень часто ведет нас путем расслабленного, давая возможность всегда видеть свое несовершенство, сознавать свои грехи и уповать на Него. Образ расслабленного дает пример настоящего духовного терпения, духовной борьбы, несения своего креста, надежды на Бога. Пусть мы пока ничего не можем, но если мы научимся смиренно осознавать это, Господь придет к нам и скажет: "Возьми одр свой и иди", и мы встанем и пойдем за Христом исцеленными.
В этом Евангельском рассказе есть еще один замечательный момент. Для ветхозаветного человека духовное здоровье всегда было связано со здоровьем физическим. Исцеление телесное было знаком исцеления духовного. Евангелие часто приводит примеры того, что больной человек оказывается больным духовно. И вот Христос говорит исцеленному человеку: Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин.5,14). Потому что самое страшное, что может с нами случится, это то, что грех может нас побороть, а нежелание бороться со грехом, это и есть расслабление.