The Mystery of Reconciliation
Если мы хотим быть со Христом, если мы хотим по-настоящему духовно расти, то для каждого из нас есть только один путь постоянная борьба со грехом, который не дает нам возможности идти ко Христу.
В Таинстве исповеди Господь подает человеку благодатные силы для этой борьбы. Мы почувствовали силу, почувствовали благодать, обновление, почувствовали, что есть настоящая жизнь духовная. И Господь к каждому из нас обращается со словами: "Ты стал здоров, но не живи прежней жизнью! Я помог тебе стать другим, но не возвращайся назад! Будь исцеленным до конца".
Правда, которую надо исполнить
Грех манит тем, что он "похож на свободу"; он "вроде благодати". Мнимая свобода, неверная радость, ложный простор. Человек обманывает себя. Это и есть грех.
Арх. Иоанн Сан-Францисский
Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих (Рим. 3, 21-22)
Евангелие, которое читается на Богоявление, повествует нам о том, как Христос приходит на Иордан к Иоанну креститься. Иоанн видит, как Христос идет через толпу грешников, людей искаженных, отпадших от правды Божией, но которые пришли, чтобы каким-то образом себя исправить. Они чувствуют свою внутреннюю неправду и приходят на Иордан с тем, чтобы через покаяние стать готовыми принять Мессию. Иоанн омывает их иорданской водой. Вода это как бы символ их покаяния и отпущения.
И вот среди этих людей вдруг обретается наш Господь, Сама Истина и Правда, Который приходит к Иоанну и тоже просит крещения вместе ними. Иоанн, узнав Его, говорит: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? А что Христос ему на это отвечает? Нет, ибо так нам надлежит нам исполнить всякую правду. И тогда Иоанн Его крестит, и в этот момент Дух в виде голубини сходит на Христа, и с небес раздается голос Отца: Сей естьСын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Мф. 3,13-17)
Тут говорится о Правде. Какую же правду надо исполнить? О какой правде может идти речь? Ведь ни о какой правде, с точки зрения человеческой справедливости, речи быть не может. Какая же тут справедливость, когда безгрешный Христос берет на Себя грехи мира? Справедливость могла бы заключаться в том, чтобы грешник расплачивается за свои долги... А тут этого нет. Вместо того, чтобы грешникам воздавать за их грехи, требовать с должников их долги, Господь исполняет всякую правду таким странным, удивительным образом Он берет на Себя грехи мира. Всю ложь этого мира, все его искажения, Он берет на Себя, чтобы Самим Собой и Своей собственной жертвой эту правду даровать людям, все исправить и восполнить Собой.
Христос о Себе говорит: Я есть Путь и Истина и Жизнь. Сам Христос есть эта Правда. Только общение с Ним и приобщение к Нему нашу ложь может исправить. Только Сама Истина может восполнить нашу собственную неправоту.
Но соединяться с правдой без страха может только сама правда. А если ты в чем-то неправда, то приобщение к правде может произойти лишь при желании Самой Правды приобщить тебя к Себе, и только через твое желание, сокрушенное сердце и осознание полной своей неправоты. Таким образом и происходит наше приобщение к Правде, и ничто другое нам не может позволить подойти к Самому Христу.
Бог верен, а всякий человек лжив. (Рим. 3,14)
Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как прочие народы, по суетливости ума своего, будучи помрачены в разуме (Еф. 4,17-18)
Есть совершенно замечательный афоризм Аввы Дорофея: "кривое правило и прямое делает кривым". По церковнославянски слово правило означает линейка, то, чем правят, выправляют и управляют. Наша кривая линейка наше искаженное внутреннее правило, которым мы измеряем мир, себя, ближнего, оцениваем его поступки, выносим свой маленький приговор или даем оценку тому или другому явлению мира, все делая кривым, как это ни странно и ни страшно. А так как наш взгляд на мир может быть ложным, Авва Дорофей не советует верить никаким своим помыслам. Если человек начинает доверять своему мнению об этом мире, своим мыслям о том, как на него смотрят другие люди, в нем появляется мнительность, он постоянно переживает, что о нем подумают, и верит своим измышлениям. На других людей, на их поступки и взаимоотношения он смотрит так же неправильно, веря своему искаженному суждению о них. Это рождает в человеке подозрительность, неуверенность в себе и постоянное уныние, заставляет доверять пересудам, клеветать на ближнего, искажать искаженное и передавать дальше, как испорченный телефон.