The Mystery of Reconciliation
А ведь каждый человек чего-то боится, и наиболее часто это страх чужого мнения, который мешает ему бояться Бога и лишает его Божиих даров. По аскетическому определению, тот, кто угождает людям, бояться Бога не может. Настоящее мужество связано со Страхом Божиим: это тот страх, который заставляет человека забывать о себе, который помогает человеку быть самим собой, который в наивысшем своем проявлении является самой любовью Божией. Человек, который боится Бога, не думает, как на него посмотрят, поверят ему или не поверят, похвалят или не похвалят, он свободен от этих мыслей.
Чтобы вернуться к себе, просто быть самим собой, нужно очень много мужества для того, чтобы быть, а не казаться, чтобы постоянно заставлять себя не играть чужую роль, не казаться умным, не стремиться быть красивым или обаятельным, или каким угодно; у каждого своя роль в этой жизни отработана до мелочей.
Мужество воспитывается в семье, в Церкви и на послушании; прежде всего как ответ на поступки. Совесть основа для воспитания мужества, в ней кроются его начатки. Оно начинается с верности в малом, потом продолжается, как действие совести в человеке. А потом оно проявляется, как смирение, потому что между мужеством и смирением в какой-то момент можно поставить знак равенства или отождествить их, если не во всем, то в каких-то отдельных гранях, где мужество становится смирением, а смирение мужеством. Хотя эти вещи сами по себе огромны и друг друга не перекрывают, но воспитывается мужество в возможности каждого человека не бояться признаться, кто он такой на самом деле, увидеть себя по-настоящему и это в себе сохранить.
Но жизнь уходит, показывая нам тщету царей, народов, красоты, богатства, славы, земного знания. Только Божия воля крепка и непреложна. Видеть свет мы рождены Но только не этот свет Не только этот свет.
Арх. Иоанн Сан-Францисский
В Евангельской истории о богатом улове апостол Петр говорит: "Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть" (Лк.5,5). Когда Петр так открыл Себя Господу до конца, поверил, смог поступить просто "по слову Твоему, Господи", тогда совершилось чудо: рыбаки стали тянуть сеть, и рыбы оказалось так много, что корабль стал утопать. Вот знак того, что Господь отвечает на решимость человека, на желание его быть с Богом, не ограничивая себя в поиске Его воли, а взыскуя ее всегда, как бы ни было это подчас абсурдно по отношению к собственному опыту, как бы ни казалось это странным и невыгодным. И в ответ он получает милость Божию, безмерную благодать и одновременно просвещение глубокое.
Ведь ночь проходит. А когда приходит день, свет показывает все. В этом свете апостол Петр видит, кто он такой, каков он на самом деле. Когда свет вступает, происходит то, что с апостолом Петром, когда он сказал: "Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный" (Лк. 5,8). Свет воссиял для Петра: он вдруг увидел, как он жил все эти годы, каким он был по отношению к Богу, каким он был по отношению к ближним. И это Апостол, благочестивейший человек, который одним из первых пошел за Христом! Но и он, увидев себя, сказал, выйди от меня, потому что я человек грешный. А Христос сказал ему: Не бойся.(Лк. 5,10) Не бойся себя таким, не бойся, что увидел себя грешным. Не бойся, что, наконец, свет для тебя воссиял, и тебе стало страшно от видения своих грехов. Не бойся!
Господь и нам говорит эти слова, когда в какой-то момент луч света проникнет в тьму наши душ, и мы видим весь свой ужас: какими мы бываем по отношению к Богу в своей безумной, бессмысленной, такой мелкой и безблагодатной жизни, когда мы, подобно скупому рыцарю, отворачиваемся от Бога, чтобы считать сундуки собранного добра. И нам хочется скрыться даже от самих себя, убежать, не видеть, сделать вид, что ничего не произошло, что можно жить с этим. Потому что очень страшно видеть себя грешным. Очень тяжело с этим жить. А Господь говорит: Не бойся, потому что благодать, которую Бог подает человеку, делает его иным.
И еще Он сказал Петру: Отныне будешь уловлять человеков. (Лк. 5,10) То есть ты становишься способным сам просвещать людей. Через видение своих грехов, своей немощи и помраченности ты оказываешься способным просвещать других. И вот что делают эти люди, которые слышали Его слова, они бросают все свое, оставляют все, что составляло смысл их жизни, и идут за Христом. И нет уже никакого предела, нет никакой преграды между апостолами и Христом.
Господь призывает нас сеять щедро, оставить все, свои дела, свои семьи и быть вместе с Ним, потому что ночь, она проходит, день приблизился. И мы не чада ночи, а сыны дня.
Свобода послушания
Будь свободен, хотя и связан ты телом, и ради Христа докажи свободу своего послушания. Прп. Ефрем Сирин
Мы все, и прежде всего тот, кто причастен истинной жизни, обязаны не желать ничего другого и ничего другого не любить, как только того, что любит и чего хочет Бог.
Майстер Экхарт