{http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=745}
Святые отцы учили, что не было на земле мученичества большего, чем у Матери Божией, стоявшей у Креста на Голгофе. Здесь испытывалась и вера Ее, ибо по земному, человеческому рассуждению, казалось, всему пришел конец.
Она увидела и поругание, и распятие Своего возлюбленного Сына. Ей, конечно, вспомнились слова Архангела во время Благовещения о том, что Ее Сыну Господь "даст престол Давида, отца Его, и царству Его не будет конца".
И материнская любовь Ее невыносимо страдала при виде страданий Господа на Кресте, которых нельзя было прекратить. Нельзя было даже сказать слов утешения. Подлинно оружие прошло душу Богоматери. Но Она устояла!
Зато не было и радости большей, чем у Нее, когда узрела Она Воскресшего Господа.
Пресвятая Дева является лучшей и первой по благодати среди рода человеческого и собора ангельского. Ее образ светит нам чрез все века как образ истинной одухотворенной человечности и учит нас всякой добродетели. И поэтому нам необходимо хотя бы в малой, доступной нам степени задуматься над Ее характером и подробностями Ее жизни.
Она человек, дочь рода человеческого. Жила на той же земле, что и мы. Младенцем знала материнскую ласку, но рано лишилась ее. Перенесла сиротство. Была обручена и вошла хозяйкой в дом вдовца... Перенесла различные нелегкие жизненные условия. И здесь проявились Ее необыкновенные кротость и смирение, так многому нас научающие.
Мы знаем из Евангелия (Ин.7,5), что сыновья Иосифа не любили отрока Иисуса, они не верили в Его Божественное посланничество. И Ей приходилось все это переносить.
Предание нам говорит, что после смерти Иосифа Она не прекратила общения с этими неверующими и грубыми людьми. Могла ли не страдать Богоматерь, видя это недружелюбие и неуважение к Ее Сыну? Но Она исполняла волю Небесного Отца и была милосердна к злым и неблагодарным. Матерински терпела все от названых Своих детей.
Смирение было отличительной Ее чертой. А ведь именно смирение наиболее трудно для людей и в то же время является матерью всех добродетелей. Подчеркивая важность этой добродетели, Она Сама говорит: "Яко призре Господь на смирение рабы Своея..."
И в славном Успении Ее опять проявилось глубокое Ее смирение. Получив от Архангела Гавриила известие, что через три дня последует Ее Успение, Она просила, чтобы Ее скромно похоронили в Гефсимании, рядом с родными могилами, считая Себя просто рабой Господней, не желая и в погребении отличаться от простых людей.
И из Святого Евангелия, и из Предания мы узнаем, что Родившая миру Спасителя есть высочайшее и прекраснейшее из всех человеческих существ. Кроткое смирение, простота, твердость отличают "Благословенную в женах".
Ее часто постигают жизненные трудности, заботы и тревоги, но Она переносит все с молчаливым терпением и преданностью воле Божией. Ее служение миру и Господу — это служение скорби и самоотречения.
Симеон Богоприимец предсказал, что оружие пройдет и Ее душу — и Она в течение многих лет безропотно несла крест этого страдания.
И только начало и самый конец Ее служения Богу и людям были светлыми и радостными.