{http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=745}

Про него смело можно сказать, что это был идеал монаха, выполнивший заповеди Христовы от начала и до конца и "душу свою положивый за други своя".

Имя преподобного Корнилия как хозяина монастыря, строгого подвижника и просвещенного человека было известно в те времена на Руси. И в монастырь приезжали образованные люди для беседы с ним и для духовного поучения.

Преподобномученик Корнилий, несомненно, относится к особому типу монахов, взращенных на Псковщине, представителями которого являются, кроме него, преподобные Евфросин, Савва и Никандр.

Преподобный Корнилий — это деятельно-творческая личность, осененная ярким светом духовной чистоты и высокой нравственности; человек, обладавший необыкновенным, данным ему от Бога личным обаянием. Высокий, стройный, мягкий и спокойный, с необыкновенно проницательным взглядом синих глаз. Со всеми ласковый, приветливый и снисходительный.

При звуке его голоса раскрывалась душа каждого, умилялось сердце, и глаза плакали облегченными слезами. А он в это время ласково смотрел на пришедшего к нему своими прекрасными, вдумчивыми, синими глазами. И эти вдумчивые глаза последний раз посмотрели на Иоанна Грозного в тот самый момент, когда он занёс меч над головой преподобного. Царь часто рассказывал, что взгляд игумена в последующее время не давал ему покоя, вставая перед его мысленным взором.

Мученический венец преподобный Корнилий получил в награду за ту Христову любовь, которая пылала в нем всю жизнь, — деятельную любовь ко всем без различия и особенно к страждущим.

Он безбоязненно шел в дни страшного мора, свирепствовавшего на Псковщине и наводившего на всех ужас, в селения, охваченные этим бедствием. Навещал больных, оказывал им реальную помощь. Вместе со своими иноками причащал больных, отпевал и хоронил усопших, которые в это страшное время грудами лежали на полях непогребенными. А искалеченных во время войны в обители лечили и кормили.

Преподобный Корнилий вел широкую миссионерскую деятельность. Он знал, что несение слова Божия в мир не просвещенных верой людей для монаха является особого рода послушанием, воспринятым от Господа через Его святых апостолов. Знал он, что иноки обязаны быть продолжателями благовестнических апостольских трудов, заботиться, чтобы ни одна человеческая душа не погибла.

И глубоко сознавая свои долг — быть миссионером — самоотверженно шёл он к тёмным в то время народам, жившим в близлежащих районах.

Он шел в города Прибалтики, завоеванные Иоанном Грозным, и просвещал светом Православия лифляндских туземцев. И эта миссионерская его деятельность основана на повелении Самого Господа: "...идите, научите все народы..." (Мф.28,19).

Притом проповедовал он не только силой слова, но и силой примера величайшей любви, оттого и результаты его миссионерства были чрезвычайно плодотворны. Темные язычники становились христианами.