{http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=745}

Храм — это место особого проявления благодати Божией. Именно здесь мы всей душой ощущаем любящую нас руку Божию. Именно в храме происходит духовное возрождение человека. В храме происходит встреча и беседа нашей души со Христом. Здесь невидимо действует спасительная благодать Духа Святого. Здесь, через услышанное от проповедников слово Божие, загорается в нас желание стать чище, лучше, ближе к Богу, возникает стремление изменить свою жизнь.

В наших храмах верующие души орошаются не каплями благодати Божией, а обильным ее дождем. Именно в наших православных храмах за каждой Божественной литургией совершается величайшее чудо пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. А мы, принеся покаяние, причащаемся этих Животворящих Христовых Таин.

В храме нас окружают святые иконы, перед которыми мы молимся и которые с благоговением целуем. Здесь нас часто окропляют святой водой. За всенощным бдением помазывают наше чело освященным елеем. И через все эти священные обряды нам преподается благословение нашего Отца Небесного. И если наша молитва искренна и глубока, то, дорогие мои, мы ощущаем близость к нам Бога, присутствие Христово среди нас.

Но высокое значение храма, его святость требуют от нас и особой любви, и благоговейного отношения к нему. И это очень хорошо сознавал преподобный Корнилий. Он ввел строго уставное богослужение, обращаясь за указаниями к богослужебной практике Востока, чтобы придать монастырским службам стройность и торжественность.

Широка разносторонняя деятельность преподобного Корнилия. Но наиболее яркий след, оставленный им в отечественной истории, — это его миссионерско-просветительская деятельность. Он принадлежит к тем людям, которые одарены Богом огромной силой духа. Такие люди — светильники деятельной любви — ищут возможность помочь ближним, в частности, распространением христианства. Преподобный являл собою образ совершенного монаха, который, исполняя Христовы заповеди, прежде всего заботился о спасении ближних своих.

Земли окрест Псковского края издревле были заселены языческими племенами, носившими общее наименование "чудь". Среди них насильственно насаждались католичество и лютеранство. Преподобный Корнилий, пламенея любовию к людям и жизнью своею являя "образ ко спасению", смело шел в эти земли. Он ездил и ходил по глухим местам, проповедовал, устраивал торжественные крестные ходы, помогал в устройстве жизни новообращенным.

Идя с проповедью Православия, он умел находить человечные, простые и убедительные слова, которые в бесхитростных сердцах простых людей пробуждали веру в Истинного Бога. Язычники начинали понимать превосходство Православия над своими несовершенными верованиями и охотно принимали Крещение.

Несомненно, что благородный облик преподобного, излучавший тепло и свет, примерный порядок в его обители и благолепие церковных служб — все это благотворно действовало на новообращенных. Современники отзывались о преподобном Корнилии как о муже строгой, примерной жизни, сильной воли, неусыпной ревности ко благу обители и славе имени Христова.

Это был человек, обладавший необыкновенным, данным ему от Бога личным обаянием. Высокий, стройный, мягкий и спокойный в обращении, с необыкновенно проницательным взглядом синих глаз. Это тоже привлекало к нему. Его любили. Он был известен далеко за пределами монастыря.

Но не только сам он проявлял такую деятельную любовь к ближним, а и братию монастыря приучал к тому же. Особенно проявлялось это в страшные дни частых моров на Псковщине. Опустошающее бедствие посещало тогда псковскую землю. Города закрывали свои ворота для въезда. Целые селения пустовали. Дома стояли заколоченными. Груды мертвых тел лежали непогребенными. А преподобный со своими иноками выходил из монастыря и шел навещать страждущих, напутствовать и причащать смертельно больных, кормить выздоравливающих, отпевать и хоронить умерших.

Истинно христианское милосердие проявлял он среди окрестного населения. Ответной любовью платили ему и жители псковской земли. Когда проходило поветрие, оставшиеся в живых вереницами тянулись к монастырю, чтобы выразить инокам свою благодарность. Игумен благословлял их и наделял святой водой для окропления жилищ.