Толкование на книгу ИОВА. Том 12, книга 3, Беседа 11

Златоуста и Олимпиодора. У древних был обычай очищать нечистоту тела в бане; был и такой древний обычай, когда хотели показать, что не имеют участия в каком-либо грехе, то мыли руки говоря: "невиновен я" (Мф. 27: 24) - в таком деле, как сделал Пилат относительно Спасителя; и Давид воспевал: "буду омывать в невинности руки мои" (умыю в неповинныхъ руце мои) (Пс. 25: 6). Итак, он говорит, что хотя бы он был чист, эти сильные испытания и наведенные наказания показывают, по составившемуся понятию, что он замаран и нечист, так что и прикасающийся к его одежде считает себя осквернившимся; каждый думает, что он так страдает вследствие множества грехов. А говорит об этом потому, что друзья его в доказательство его греховности указывают на то, что с ним произошло. Что же, как говорит, состоит в следующем. "Примером нечестия я представляюсь всем - почему же не умер? (ст. 29) Ведь нечестивый должен быть взят из среды живых, чтобы не был учителем для других. Хотя бы я был чище солнца, на мне лежит не случайное пятно. Даже и те, которые столь близки, как одежда к телу, и они возненавидели меня, по причине наказания; так отвратились от меня, как от грешного и преступного, как от нечистого. Отвратительным стало у меня и тело" -это значит: "одежда". А могут быть слова "возгнушаются мною одежды мои" понимаемы и так: "от меня бежит и одежда, как бы возненавидевшая меня"; то есть, он как бы говорит, что не может и одеться, потому что тяжко изъязвлен.

ГЛАВА 10.

"Ты презрел дела рук Твоих, а совету нечестивых внял" (Яко презрелъ еси дела руку Твоею, совету же нечестивыхъ внялъ еси) (ст. 3).

Видишь ли, что хочет судиться не потому, что хорошо поступает, а потому что "побуждает меня к этому самое страдание - боюсь, чтобы не повредило - некоторые могут подумать или то, что Ты не промысляешь о людях, которых создал, или что порочные пользуются у Тебя особенным благоволением и желания их особенно угодны Тебе".

"Хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей?" (Веси бо, яко не нечествовахъ: но кто есть изимаяй из руку Твоею?) (ст. 7).

Златоуста и Олимпиодора. "И я знаю, что не поступал нечестиво, но может быть, я сделал что-либо нечестивое по неведению; когда Ты будешь наказывать, никто не может оправдаться. Но если, по моему разумению, я не поступал нечестиво, знаю, что Твоей воли невозможно избежать". То есть: "хотя за собой не знаю ничего худого, но да владычествует воля Твоя, которая лучше нас знает то, что нам нужно".

"Руки Твои сотворили меня и создали меня" (Руце Твои сотвористе мя и создасте мя) (ст. 8).

Златоуста и Олимпиодора. "Я, - говорит, - дело рук Твоих, хотя грешник". Видишь, как и Творцом признает Бога, и умоляет пощадить собственное создание.

"А потом, обратившись, Ты поразил меня" (Потом же преложивъ, поразилъ мя еси) (ст. 8). Признавая Его, следовательно, виновником творения и промышления и Господом, обращает слово в молитву, умоляя памятовать о слабости и недолговременности человеческой природы и о том, что в начале по благости создал и, прогневавшись, наказал смертью и говорит:

"Не подобно ли молоку Ты выдоил меня, и сгустил меня подобно сыру? Кожею и плотью одел меня, костями и жилами сшил меня. Жизнь и милость Ты даровал мне, попечение Твое хранило дух мой" (Или не якоже млеко измелзилъ мя еси, усырилъ же мя еси рaвно сыру? Кожею же и плотію мя облeклъ еси, костьми же и жилами сшилъ мя еси: животъ же и милость положил еси у мене, посещeніе же Твое сохрани мой дyхъ) (ст. 10-12). Семя, из которого образуется животное, называет выдоенным молоком, и как выдоенное молоко делается сыром, так и семя, вылившееся и сгустившееся, делается естеством (υ); это - первое состояние зародыша. Семя, положенное в ложесна утробы, когда подобно сыру сгустится и уплотнится, делается естеством, затем оно образуется или, как говорит Писание, изображается (εεοε) (Исх. 21:22-23) и принимает как бы образ; жидкое естество сгущается и положенное в утробу разделяется на кожу, мясо, кости и жилы; эти отдельные части сами по себе, когда есть душа, имеют жизненное развитие, а когда она выходит, остаются без движения. "И не только дал мне жизнь, - чем указывается собственно на творение, - но и сотворил милость со мною, - под которою разумеется промыслительная благодать, - во всю жизнь я наслаждался Твоим промышлением". Это и значат слова "попечение Твое хранило дух мой" (посещенiе Твое сохрани мой духъ), то есть: "и после происхождения, благодаря Твоему промышлению, я пользуюсь жизнью". И вообще, через то, что перед тем и здесь говорится, показывает весь ход и гармонию телесного состава.

ГЛАВА 11.

"Не говори также: я чист делами и непорочен пред Ним" (Не глаголи бо, яко чистъ есмь делы и безпороченъ предъ Нимъ) (ст. 4).

И сам он сказал: "воистину знаю, что нет смертного, который был бы чист пред Господом" (9:2). Видишь, как приписывают ему противоположное тому, что он говорит.

ГЛАВА 12.