«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но преподобный Иоанн Кассиан пишет также, что от гордости рождаются презрение, зависть, неповиновение, хула, ропот.

От гордости происходят также высокомерие, презрение других, высокое мнение о себе, крайний эгоизм. Обостренные качества эти могут проявляться уже и в психотическом виде - в форме шизофрении и мании величия.

Таким образом, гордость нередко прямо ведет к болезни. Прекрасно об этом сказал преподобный Нил Синайский (15 век): "Гордость есть опухоль души, наполненная испорченной кровью, если созреет, прорвется и причинит большую неприятность", (цит. по книге "Христианская жизнь по Добротолюбию", Московский Свято-Данилов Монастырь. 1991, стр. 55). В этих словах прекрасно показана потенциальная возможность развития тяжелой болезни на почве гордости.

Каждый из нас хорошо знает, как тяжело общаться с гордым человеком и многие, возможно, замечали, что гордые нередко становятся пациентами врачей и презираемыми людьми в коллективе.

Мы также все хорошо знаем, что гордость ведет и к другому тяжелому духовному недугу - зависти. И вот зависть, оказывается, также ведет к тяжелым психическим и телесным заболеваниям. Учеными достаточно достоверно установлено, что во многих экономически развитых странах при увеличении годового дохода люди чувствуют себя комфортнее, богаче, увереннее. Улучшается их самочувствие, снижается заболеваемость. Да это, пожалуй, понятно каждому человеку и без науки. Но вот какой странный парадокс при этом получается: если окружающие их люди становятся богаче, то начинают считать, что они сами стали беднее. Это означает, что у них развилась зависть, которая приводит к появлению своеобразного комплекса неполноценности. На этом фоне - зависти и комплекса неполноценности - довольно легко развиваются психические и другие заболевания. Это хорошо установленный врачами, психологами и социологами факт.

Следовательно, сам по себе рост материального благосостояния не дает человеку радости и ощущения счастья, ибо приводит к греху гордости, а легко и к зависти и человек ощущает себя бедным не только тогда, когда мало имеет, но и тогда, когда имеет много, но меньше, чем другие. Но это - только одно из немногих проявлений зависти. Часто мы завидуем другим, потому что они умнее нас или красивее нас, имеют более лучшую машину или более красивую жену и т. д. и т. п.

Зависть - тяжелый грех. Святой Василий Великий сказал: "Как ржавчина изъедает железо, так зависть - душу, в которой она живет" [1]. "Из зависти, как источника, проистекает для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога" [2]. Святой Иоанн Златоуст также говорит, что "как червь, зарождающийся в дереве, прежде всего поедает самое дерево, так и зависть прежде всего сокрушает душу" [3]. "Когда зависть овладеет душою, то не прежде оставляет ее, как доведет ее до последней степени безрассудства" [4].

Таким образом, святые отцы давно установили, что зависть приводит к душевным болезням, а ученые 20-го века подтвердили это своими исследованиями.

Но корень и начало зависти, как мы уже сказали, - гордость. "Гордый, поскольку хочет вознестись выше прочих, не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его, был в благополучии, потому и негодует о возвышении его".

Парадоксальное отставание удовлетворенности жизнью от экономического достатка отмечал в свое время и Шопенгауэр, который объяснял этот феномен именно духовными механизмами: "Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьем, тем сильнее жажда" [5].

И.А.Гундаров в своей замечательной монографии "Почему умирают в России, как нам выжить?" [6] отмечает следующую цепочку зависимостей:

o рост благосостояния

o опережающее увеличение потребностей (т. е. жизненных потребностей)

o нарастание неудовлетворенности