Творения

Остановитесь, носящие Того, Кто весь мир носит на длани! Остановитесь, носящие Того, Кто понес бремя греховное всего рода человеческого! Носящие, остановитесь, видя на Кресте Того, Которым солнце и луна поставлены на своем месте.

Не возбраняйте нам, детям, приходить к Отцу, хотя бы уже и умершему. Не возбраняйте чадам плакать об общем Родителе всех, Который породил нас Своею Кровию! Дайте пролить хоть немногие слезные капли над Тем, Кто источил потоки Крови Своей от всего Тела для нас и воду с Кровью из ребер Своих.

О, что я вижу? Страшное, ужасное видение! О, что я вижу! Вижу то, чего не видели очи праотцев от начала веков. Кто ведь когда-нибудь видел Бога обнаженного, избитого, увенчанного тернием, напоенного оцтом с желчью, израненного гвоздями и копием и умершего? "Ужаснитесь о сем боящиеся неба, и да содрогнутся основания земли" (Иер. 2, 12).

Что я вижу? Вижу Бога бездыханного, Жизнодавца мертвого, Свет помраченный, Сладость огорченную, "Прекраснейшего всех сынов человеческих" (Пс.44, 3); вижу вид не величественный: "Он был презрен и умален превыше всех сынов человеческих" (Ис.53, 3).

Вижу Пречистое, Преблагословенное Тело Христа моего, неизреченно рожденное от Пречистой, Преблагословенной Девы, Тело - все окровавленное, все израненное, растерзанное как вретище, не имеющее целости с ног до головы.

Изранена пречистая глава, та глава, которая своею премудростью все устрояет, всем управляет и дивные удобства изобретает отчаянному человеческому спасению, эта глава до мозга ранена острыми терновыми шипами. Ныне видим Слово Божие, "попавшее в терние, и терние, взросши, подавило его" (Мф.13, 7). Ныне мы видим исполнение древних слов Бога к человеку, сказавшего: "Проклята земля за дела твои, терния и волчцы произрастит она тебе" (Быт. 3, 17 - 18). Вот окаянная земля возрастила терние на главу моего Иисуса!

Потемнели очи, те очи, которые милосердно смотрели на всех, от светлого взгляда которых радовались любящие Его, утешались печальные и обращались в покаянии грешные: эти очи залиты слезами и Кровью и смежены мертвостью.

Потемнело лицо пречистое, пресветлое, боговидное, которое, осияваемое на Фаворе славой Божества, сияло как солнце. Это лицо ныне оплевано, бесчестится, ударяется сильной рукой и исполнено синевы: исчезла красота Твоя, Прекрасный, Прелюбезный!

Уста пресладкие, из которых истекал поток небесной сладости, слова, сладчайшие меда и сотов, умолкли, огорченные оцтом и желчию. Умолк язык богоглаголивый, умолкла гортань Божественного гласа, положено молчание на слово Божие. Кто же утешит плачущих? Кто словом исцелит больных и воскресит мертвых? Кто скажет грешнице: "Прощаются грехи ее многие" (Лк. 7, 47)?

Изранены руки, от прикосновения которых содрогалась смерть, которые были целебным пластырем для всех недугов, в которых до изобилия умножились малые хлебы для насыщения тысяч народа. Эти руки, израненные длинными железными гвоздями, посинели от связывания. Руки, создавшие человека, человеком же бесчеловечно измучены.

Изранены ноги, которые ходили по водам, как посуху, у которых известная всем грешница, умывши их слезами и отерши волосами главы своей, получила прощение многих грехов своих; те ноги, у которых если сподобится кто быть подножием, тот будет выше всего мира. Эти ноги тоже были пронзены насквозь длинными железными гвоздями, так что ноги Его омочились в Крови.

Пронзены живоносные ребра Тому, Кто из ребра создал помощницу праотцу нашему Адаму. Ныне Он, Жених Небесный, создает Себе из ребра Своего возлюбленную Невесту, нам же любезную Матерь, Церковь Свою Святую, чтобы породить многих чад водою и Духом (см. Лк. 3, 16).

Господь наш назвал Себя Дверью, говоря: "Я - Дверь: кто войдет Мною, тот спасется" (Ин. 10, 9). И еще сказал: "Стучите, и отворят вам" (Мф. 7, 7). Но уже не нужно стучать в нее,ибо рука воинская толкнула ее и широко открыла: "Один из воинов копьем пронзил Ему ребра" (Ин. 19, 34). Вот открыта уже эта Дверь: всякий желающий пусть войдет в нее и "выйдет, и пажить найдет" (Ин. 10, 9).

Пронзены ребра острым, железным, длинным копьем, которое, пройдя своей длиной внутренности, достигло самого сердца и ранило, - ранило сердце, которое было источником и началом всей любви, ранило сердце Того, Кто, "возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их" (Ин. 3,1).