Творения

Потемнело лицо пречистое, пресветлое, боговидное, которое, осияваемое на Фаворе славой Божества, сияло как солнце. Это лицо ныне оплевано, бесчестится, ударяется сильной рукой и исполнено синевы: исчезла красота Твоя, Прекрасный, Прелюбезный!

Уста пресладкие, из которых истекал поток небесной сладости, слова, сладчайшие меда и сотов, умолкли, огорченные оцтом и желчию. Умолк язык богоглаголивый, умолкла гортань Божественного гласа, положено молчание на слово Божие. Кто же утешит плачущих? Кто словом исцелит больных и воскресит мертвых? Кто скажет грешнице: "Прощаются грехи ее многие" (Лк. 7, 47)?

Изранены руки, от прикосновения которых содрогалась смерть, которые были целебным пластырем для всех недугов, в которых до изобилия умножились малые хлебы для насыщения тысяч народа. Эти руки, израненные длинными железными гвоздями, посинели от связывания. Руки, создавшие человека, человеком же бесчеловечно измучены.

Изранены ноги, которые ходили по водам, как посуху, у которых известная всем грешница, умывши их слезами и отерши волосами главы своей, получила прощение многих грехов своих; те ноги, у которых если сподобится кто быть подножием, тот будет выше всего мира. Эти ноги тоже были пронзены насквозь длинными железными гвоздями, так что ноги Его омочились в Крови.

Пронзены живоносные ребра Тому, Кто из ребра создал помощницу праотцу нашему Адаму. Ныне Он, Жених Небесный, создает Себе из ребра Своего возлюбленную Невесту, нам же любезную Матерь, Церковь Свою Святую, чтобы породить многих чад водою и Духом (см. Лк. 3, 16).

Господь наш назвал Себя Дверью, говоря: "Я - Дверь: кто войдет Мною, тот спасется" (Ин. 10, 9). И еще сказал: "Стучите, и отворят вам" (Мф. 7, 7). Но уже не нужно стучать в нее,ибо рука воинская толкнула ее и широко открыла: "Один из воинов копьем пронзил Ему ребра" (Ин. 19, 34). Вот открыта уже эта Дверь: всякий желающий пусть войдет в нее и "выйдет, и пажить найдет" (Ин. 10, 9).

Пронзены ребра острым, железным, длинным копьем, которое, пройдя своей длиной внутренности, достигло самого сердца и ранило, - ранило сердце, которое было источником и началом всей любви, ранило сердце Того, Кто, "возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их" (Ин. 3,1).

Ранено сердце сердобольное, милосердное, сострадательное к бедствующим. Мир ранил сердце Христово за то, что Христос всем сердцем возлюбил мир. Теперь мы знаем, как Христос всем сердцем возлюбил неблагодарный мир: "так возлюбил Бог мир, что отдал (сердце) Сына Своего Единородного" (Ин. 3, 16).

Сильно разожжено было сердце Христово, и разожжено любовью к человеку, безмерно горящей, а чтобы прохладиться немного от того жара, изволил принять внутрь сердца Своего холодное железо, дабы холодный ветер прошел теплоту сердечную: ребра открыл как дверь, сердце же, приняв рану, стало как открытое оконце. Поднимись же, север, и приди, юг, и повейте в сердце Возлюбившего нас, сгорающего смертно от безмерной любви к нам.

Писание назвало Христа Бога Огнем, говоря: "Бог наш есть Огонь поядающий!" (Втор. 4,24). Бог есть Огонь как потому, что всем светит, так и потому, что всех согревает, и "ничто не укроется от теплоты Его" (Пс.18, 7). Тот Огонь, сильно разогревшись любовью к роду человеческому, прохлаждается своими собственными источниками - Кровью и водой, истекшими из ребер.

Моисей некогда ударил жезлом в пустыне камень, и потекли воды: поразил воин копьем в бок Камня Христа, и "тотчас истекла Кровь и вода" (Ин. 19, 34).

О мучительская рука, дерзнувшая мучительски коснуться ребер Христовых! О каменные сердца, решившиеся на такое убийство! Но придет время, когда "воззрят на Того, Которого пронзили" (Ин. 19, 37).

Господь наш источил из пречистых ребер Своих два источника: Крови и воды. Вода для омовения нашего, а Кровь для освящения, вода для утоления жажды нашей, а Кровь для исцеления нашего. "Жаждущий, идите все к водам" (Ис.55, 1), больные душами и телами, приступите к целебной Крови Непорочного Агнца Христа: не славой Его, но "ранами Его мы исцелились" (1 Петр. 2, 24).

Кто были те люди, которые сосали "мед из камня" (Втор. 32, 13)? О дражайший наш Камень, Христос! Мы пием сладость от пречистых ребер Твоих. О сладость, сладость, насыщаться которой ненасытным желанием мы хотим всегда! О сладость, сладость, которой наслаждаться всегда прелюбезнейшею любовью мы усердствуем! Слово Божие, Сын Девы! Ты - весь желание, весь сладость!