Творения

Ты - наш Отец, ибо породил нас к жизни смертью Твоей: Ты - Мать наша, ибо питаешь нас любовью Своей; мы же дети Твои, сосущие, как молоко, Кровь Твою. О сладость, превожделеннейшая сладость! О сладость, прелюбезнейшая сладость!

Ни очи наши не желают отвернуться в иное какое место от видения прелюбезных нам ран Твоих, ни уста не желают куда-либо уклониться от целования пресладких нам ран Твоих, ни сердце наше не желает прилепиться к чему-либо иному, кроме Тебя. Если кто и любит что-либо иное, пусть любит, как хочет, нам же "Тебе, Богу нашему, прилепиться благо есть" (Пс.72,28). О сладость, сладость, не определимая никаким языком! О сладость, сладость, неисповедимая никаким языком!

Мир сей окаянный, весь во зле лежащий (см. 1 Ин, 5, 19), преисполнен горечи горше меры, Господь же наш открыл в ребрах Своих источник неизреченной сладости, несравненно превосходящей всю чувственную сладость, желая усладить полынный и желчный мир. Но увы мне! Всуе пренебрегается эта сладость. О мир, окаянный мир! Чем ты хочешь усладить твою горечь, если презираешь сию сладость?

Но я пренебрегаю суетным миром, я на себя смотрю.

"Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь - твердыня моя и прибежище мое" (Пс.17, 2 - 3).

Что иное мы можем любить, кроме Тебя, Прелюбезнейшего Господа нашего, Которым мы желаем быть любимыми во все века? Чем иным усладим горечь нашу, если не Тобой, Сладчайший Иисусе, Которым надеемся сладко насыщаться во всей бесконечной жизни? Только Ты Сам всели в нас любовь, которой желаешь, дай нам, чтобы мы любили Тебя и возлюбили Тебя. Дай нам, чтобы мы желали Тебя и жаждали Тебя, распали нас в любовь Твою, Слово Божие, Единородный!

Гвозди и копье, которыми Ты, Господи, был ранен ради любви к нам, да будут вонзены в сердца наши, чтобы мы возлюбили Тебя, Господа. Раны Твои, Иисусе, да научат наши сердца любовному поранению к Тебе. Любовь Твоя, Владыка, да пленит нас в любовь Твою. "Влеки нас, и побежим за Тобою" (Песн. 1,3).

Пойду же и я вслед за Тобой вместе со всеми, о Любовь, побеждающая всякое желание, Иисусе! Ты Телом, мы же сердцами да погребемся вместе с Тобой! Пусть Гробом Пречистому Твоему Телу будет Гроб, сердцам же нашим да будут гробом и погребением Твои пречистые раны. Знаем мы, что в третий день Ты выйдешь из Гроба, сердца же наши пусть не уходят из пречистых Твоих ран, пока мы не вселимся в наш гроб. Ведь что может быть для наших сердец желаннее, что любезнее, что слаще, чем пречистые Твои раны, которые мы со слезами созерцаем очами, касаемся, хотя и недостойны, с любовью сердцами, устами же сладко целуем? Аминь.

17. Поучения к иереям

Смиренный Димитрий, Божией милостью митрополит Ростовский и Ярославский, честным иереям во всех городах и весях паствы нашей - благословение и мир от Господа нашего Иисуса Христа.

Дошло до нашего слуха, что есть между вами иереи неискусные и злонравные, которые рассказывают и раскрывают грехи, исповеданные им духовными чадами. В случающихся беседах с людьми они, будучи пьяными, тщеславно хвастаются духовными детьми, рассказывая о том, кто ходит к ним на исповедь, если же они разгневаются за что-либо на духовных детей, то с укоризной поносят их, говоря: "Ты - мой духовный сын (или духовная дочь), разве не знаешь, что мне известны твои грехи? Вот я обличу тебя сейчас пред всеми", и произносят прочие безумные слова.

Мы крайне удивляемся безумию и злому нраву таких худых духовников, тужим и воздыхаем о их погибели и вместе с тем о напрасном беспокойстве их духовных детей и об обесславлении последних. Это краткое увещание мы пишем и вообще ко всем ради того, чтобы твердо была хранима тайна исповеди, чтобы не погибли неискусные и безумные иереидуховники, и чтобы духовные дети не лишились своего спасения и не были обесславливаемы. Итак, мы вместе с Давидом говорим таким неразумным иереям: "Образумьтесь, бессмысленные люди! Когда вы поумнеете?" (Пс. 93, 8), помня, что такое тайна исповеди, или Святого Покаяния.

О, как велик грех открывать и разорять ту тайну и как велико бывает беспокойство от разорения той тайны!

Исповедание - это Таинство Святого Покаяния, в котором человек через вольное и смиренное исповедование грехов получает от милосердия Божия прощение, согласно написанному во псалмах: "сказал: исповедаю Господу беззакония мои, и Ты снял грех с сердца моего" (Пс. 31, 5). Таинство же это - Таинство Бо-жие, ибо от Самого Бога происходит власть оставлять людям их грехи, согласно написанному в Евангелии: "Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?" (Лк. 5, 21), и Ему единому мы исповедуем свои грехи, имея духовного отца как слушателя и свидетеля нашего исповедания и вместе с этим как установленного Богом судью и решителя. Итак, никому не должна быть известна эта тайна Божия, кроме Самого Всеведущего Бога и духовного отца, как свидетеля и слушателя дел, исповеданных устами кающегося.