Творения

Пусть эти Святые Тайны хранятся в сосуде чистом и, по возможности, в серебряном, позолоченном. Если же по бедности невозможно будет иметь сосуда серебряного, позолоченного, то можно хранить и в другом каком-либо, но только в чистом, и держать его нужно не в углу где-либо, но всегда на святом престоле, как и Давид говорит: "Бог сидит на престоле святом Своем" (Пс.46, 9). Входя в алтарь, иерей должен поклониться Святым Христовым Тайнам, находящимся на престоле, должен поклониться до земли, как бы Самому истинному Богу. То же пусть творится и всеми, кто входит в алтарь. Кроме того, иерей должен наставлять и людей, ходящих в церковь, чтобы они прежде всего совершали поклонение Пречистым и Животворящим Христовым Тайнам, в которых присутствует Сам Христос, истинный Бог.

Пусть не держит иерей Пречистые Христовы Тайны в доме среди клопов, тараканов и сверчков, где живет и почивает он сам и домашние его, но пусть их хранит во святой церкви и не на ином каком месте, как только на престоле. Если же какой-либо иерей или по дальности расстояния его дома от церкви, или по какой-либо другой причине (например, во время суровой зимы) принужден будет хранить их в доме, чтобы не медлить с больными, то пусть хранит в особом помещении на достойном месте и в чистом сосуде, и вообще со всяким богоподобным почтением, потому что в них есть Сам Господь, Христос Бог, в Которого мы веруем и Которому покланяемся. Входя же в то помещение, нужно кланяться до земли Святым Тайнам, воздавая этим честь Христу Богу.

Пусть не называют иереи Пречистые Христовы Тайны этим простым словом "запас"

Пусть неведущие хотя бы из имени честного и подобающего Телу Христову начнут познавать, что в Пречистых и Животворящих Тайнах есть Сам истинный Христос Бог, и, познав Его, начнут воздавать Ему, являющемуся под видом хлеба и вина, достодолжное почитание. Итак, пусть оставлено будет простое название "запас" и путь Тело Христово называется именно Телом Христовым или каким-либо другим, но достойным наименованием.

Что же касается прочего почитания, которое все иереи должны оказывать Пречистым Христовым Тайнам, то пусть всякий иерей посмотрит в Великом Киевском Требнике, в 1й части, лист 266-й и далее. Пусть почаще читает, и сам наставляется, и других учит.

Если по какому-либо случаю или по небрежности иерейской начнет происходить гниение или тление Божественных Христовых Тайн, то есть хранимого целый год Агнца, который есть Тело Христово, то необходимо освятить и высушить другой Агнец, а согнивший потребить за богослужением. Об этом наставлении смотри в Великом Киевском Требнике, в 1й части, лист 260-й и далее.

Сушится же Святой Агнец по раздроблении на мелкие части. О том же, как сушить, смотри наставления в Великом Киевском Требнике, в 1й части, лист 264-й.

Относительно того, как причастить больного, смотри в том же Киевском Требнике, в 1й части, лист 324-й и далее, где пишется, что Святые Тайны для причащения подобает растворять церковным вином, а не одной только водой.

Хранимые Божественные Тайны иереи пусть посещают и часто досматривают, не подверглись ли они какому-либо повреждению, то есть гниению. Посещать же должно их с достодолжным почтением: сотворив поклон до земли, с непокрытой головой и имея умытыми руки, пусть, открыв, смотрит в сосуд - нет ли какого повреждения. Делать же это нужно часто, скажем, раз в три дня или в неделю. Если они по недосмотру иерейскому истлеют, тогда иерей, как уничтожитель Божественных Тайн, подпадает тяжкому смертному греху и будет подвержен за это наказанию извержения.

Пономари пусть со страхом и благоговением входят во святой алтарь, чтобы совершать свою службу. Входя же, пусть кланяются до земли святому престолу, на котором Сам Христос почивает Своим Телом в Божественных Тайнах, и Ангел Божий стоит здесь невидимо, охраняя святыню.

Святой алтарь и вся церковь, как палата Царя Небесного, должна быть чистой и часто очищаться и выметаться от паутины и сора.

В богослужении проскомидия пусть не совершается прежде, чем будет зажжена свеча на святом жертвеннике, равно как и начало самой Святой Литургии, то есть: "Благословенно Царство", пусть не произносится раньше, чем будет зажжена свеча при святом престоле. Ведь зажженная свеча - это таинственный знак наития в огне Святого Духа, подобно тому, как и каждение фимиама является знамением наития Святого Духа в облаке. Если перед святыми иконами мы по своему усердию возжигаем многие свечи, то тем более с особенным усердием мы должны возжигать в начале службы у престола Божия перед пречистыми Его Тайнами, где Сам Христос, окруженный ангельскими чинами, почивает Телом Своим под видом хлеба и вина.

Если какой-либо иерей по случаю или по действию дьявольскому, или по своему произволению впадет в какой-либо смертный грех, такой пусть не дерзает совершать Литургию, пока не очистит свой грех покаянием, ибо совершающий Литургию в смертном грехе крайне прогневляет Бога. Святой Иоанн Златоуст так говорит в своих беседах на Евангелие от Матфея, в первой части, на листе 483-м: "Ничем так не прогневляется Бог, как недостойным священнодействованием". Тот иерей, который недостойно служит Святую Литургию, наводит гнев Божий не только на себя одного, но и на весь народ, ибо если пастырь тяжко согрешает, то многие овцы терпят зло, подобно тому, как за грех Давида на израильский народ нашло неожиданное смертное всегубительство.

Иерей, находящийся в гневе и вражде, как и в другом каком смертном грехе (ибо гнев - это тяжкий смертный грех), пусть не дерзает совершать службу, пока не разрушит вражду примирением и не очистит смертный грех покаянием.