Творения

Приготовление третье

С вечера необходимо воздержаться от еды и пития, особенно же во весь тот день, который перед богослужением, следует соблюсти себя трезвым, не объедаться, не пьянствовать, не многословить и быть внимательным к самому себе. Уста с вечера следует вымыть чистой водой, и в ту ночь не предаваться безмерному сну, но бодрствовать и блюсти себя от такого искушения.

Утреннее правило и молитвы ко Причащению следует совершать со вниманием и умилением, в теплоте духа.

От утрени и до службы следует всячески стараться соблюсти молчание и ни с кем не беседовать без нужды. Если же невозможно соблюсти молчание, то не быть многоречивым, но мало и вкратце говорить то, что нужно бывает сказать.

Приступая к служению, необходимо быть чистым не только душой, но и телом, одежды иметь на себе чистые, руки хорошо вымытыми и ногти от излишества своего избавленными. Приступать следует со страхом и великим благоговением, чтобы совершать свое служение с верой и любовью, имея все свои мысли собранными, а не рассеянными и расторженными повсюду. Необходимо весь свой ум вперить в Бога, Которому он предстал служить вместе с Херувимами, невидимо присутствующими и сослужащими, и быть подобным Ангелу, предстоящему Престолу Божию и приносящему теплые молитвы обо всем мире.

Молитвы служебные иерею следует читать с великим вниманием и со всяким благоговением, твердо помня, что Бог невидимо приемлет из уст его каждое слово, как некий многоценный бисер.

Здесь я вспомнил одну ужасную вещь, о которой доложил нам ростовский протопресвитер с протодиаконом, и которую они видели своими очами. В некоей церкви (места и имени не вспомню) иерей служил святую Литургию без книги, называемой Служебником, и без молитв, подобающих службе, говоря только одни возгласы. Когда протопресвитер и протодиакон, увидев это, спросили его, почему он служил без Служебника и без молитв, на то иерей ответил: "Я уже прочел служебные молитвы на дому". Тогда они начали говорить ему, что он нехорошо делает, но тот ответил: "Я от старых иереев научился этому", и даже назвал по имени, от кого он научился.

О крайнее безумие и нерадение глупых иереев, или лучше скажу, ругателей Христовых!

О сколь велико долготерпение Божие, ибо не падает огонь с высоты в таковых иереев и не сжигает их живыми на тех же местах, где они так совершают Литургию или, поистине говоря, ругают Христа!

Итак, остерегайтесь и внимайте себе, иереи. Не будьте подражателями таковых, чтобы не поразил вас внезапно Господь, чтобы не погибли вы с душой и телом и не получили участь, одинаковую с распявшими Христа и ругавшимися над Ним.

Не менее того я болею сердцем еще и о том, что о некоторых иереях (по достоверному доношению) я узнал, будто, не протрезвившись от вчерашнего пьянствования, одержимые хмелем и не приготовившись к служению, они дерзают совершать Литургию, что является людям соблазном, а для самих таких иереев готовит вечную погибель. Другие же злонравные сквернословят в церкви и святом алтаре, матерно бранятся и через это дом Божий творят вертепом разбойников; и их погибель не дремлет, и месть Божия не медлит над ними.

Еще и то нужно блюсти, чтобы просфоры, на которых иерей должен служит, были из настоящей пшеничной, чистой муки, а не из ржаной или другой какой-либо. Также и вино чтобы было настоящее виноградное, без всякой примеси. Для растворения Святой Чаши воды вливать следует не в излишке, но мало, чтобы вино не потеряло своего винного вкуса и не было водянистым. Просфоры не должны быть солеными. Для этого надо приказать просвирне, чтобы она, когда готовит тесто для просфор, клала совсем мало соли, только ради церковного обычая, но чтобы не было в просфорах солености, и чтобы закваска была обычная.

После причащения следует со вниманием читать благодарственные молитвы, не только говоря устами, но и сердцем умиляясь, и умом понимая то, что читается, ибо молитва без умиления и внимания - это кадильница, бряцающая без огня и ладана.

После службы иерей должен хранить себя в трезвости, воздержании и в немногословии, чтобы честно соблюсти в тот день принятого в себя Христа.