Творения

О спасении человеческих душ иерей должен заботиться всякими видами, днем и ночью, так же, как и о своей душе, чтобы по его небрежности не погибли словесные овцы Христовы, за которых придется ему дать ответ Христу Богу в день Судный.

Во все воскресные и праздничные дни иерей пусть поучает в церкви народ из святых книг, присоединяя по возможности и от своего разума полезные советы.

Всякий иерей должен научить всех простых и некнижных людей своей паствы, чтобы они знали наизусть молитву Иисусову, "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче наш", "Верую во единаго Бога", "Богородице Дево" и "Достойно". Если же кто из самых простых не может всему этому научиться, то должен знать всякий, даже и самый простой христианин, как мужчина, так и женщина, юноша и девушка, - хотя бы только молитву Иисусову, "Отче наш" и "Богородице Дево". Для этого иерей во все воскресные и праздничные дни, после совершения Святой Литургии и после прочтения книжного поучения, пусть повелит всему простому народу, находящемуся в церкви, мужам, женам и детям, чтобы все они повторяли за ним в один голос, сам же пусть говорит каждую молитву отдельно, начиная с Иисусовой молитвы, потом "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче наш" и прочее до "Достойно".

Своих сынов по плоти, когда они придут в возраст, иереи должны учить грамоте с особенным усердием, дабы они хорошо умели читать по книгам и писать. Для того же, чтобы их дети понимали силу читаемого Божественного Писания, иереи должны отдавать их в грамматическое училище в Ростове, где по повелению Великого Государя учат безденежно и специально для того, чтобы священнические дети не были глупыми, когда сподобятся священного сана вместо своих отцов, чтобы умели поучать в церкви народ не только книжным чтением, но и устным наставлением в слове Божием.

Все это я предложил, иереи, вкратце для того, чтобы, оставив вашу небрежность и невежество, вы начали уразумевать путь, подобающий вашему званию, и исправили собственные неисправности. Примите же это с любовью, как увещевает вас пророк Давид: "Примите, - сказал, - наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведного, когда возгорится вскоре ярость Его" (Пс.2, 12).

Если с любовью примите преподаваемое вам смирением нашим увещание и с усердием будете исполнять его, то получите милость Божию и почиет на вас наше благословение. Если же, не убоявшись Бога, пренебрежете и отвергнете мои слова, если будете не радеть о спасении вашем и вверенных вам душ, то примите вы грозный Суд Божий и вечную казнь, я же чист буду от погибели вашей, от которой да избавит вас Христос Бог наш молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых. Аминь.

19. О Причащении Святых Таин

"Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей", - говорит апостол (1Кор.11,28).

Вопрос. Как может человек испытывать себя?

Ответ. Пусть, приступая к исповеди, имеет в мысли следующее. Исповедует ли он грехи свои совершенно, ничего не утаивая? Сожалеет ли он о своих грехах, плачет ли, кается ли? Имеет ли он твердое намерение и непреложное желание не возвращаться более ко греху, но бодрствовать и охранять себя от всякого грехопадения? Не имеет ли на кого-либо вражды? Приготовил ли себя достаточно постом и молитвами? Вот как пусть искушает себя человек и так "ест от Хлеба сего и пьет из Чаши". Апостол еще говорит следующее: "Кто ест и пьет недостойно, тот осуждение себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем" (1Кор. 11, 29).

Вопрос. Как нужно "рассуждать о Теле Господнем"?

Ответ. Не рассуждает тот, кто приступает, не искусив себя так, как об этом сказано выше.

Не рассуждает тот, кто не приготовил себя постом и молитвами, не примирился с братом своим.

Не рассуждает тот, кто приступает как будто к простому хлебу и вину, а не как к Богу. Таковой "осуждение себе ест и пьет, не рассуждая о Теле Господнем" (1Кор. 11, 29).