Творения

А из рая куда пошла душа Христа? - Возвратилась в тело, и тогда воскрес Христос.

При умершем Христовом теле присутствовало все Божество? - Много раз я отвечал, что Бог везде присутствует Божеством Своим; и Сын Божий Божеством был и с душой в аду, и в умершем теле, и везде, неописанный, с Отцом и Святым Духом.

По Воскресении долго ли Христос был на земле? - Сорок дней, пока не вознесся на небо.

Где же Он пребывал до Вознесения? - Иногда в раю, утешая искупленных, иногда являлся ученикам и учил их.

Откуда вознесся Господь, и было ли видимо Его Вознесение? - Он вознесся с горы Елеонской на глазах учеников Своих, Богоматери и прочих жен.

Что значит Елеон? - Гора Елеон значит место масличных деревьев, и названа она так потому, что на ней растут масличные деревья, от которых добывается елей или деревянное масло.

По Божеству или по человечеству вознесся Господь? - По человечеству, так как оно по Воскресении было обоженое, прославленное, световидное, сияющее богоподобным светом.

Ради чего сел одесную Отца? - За Свое добровольное смирение, страдание и смерть, за что Он не только принял сидение одесную Отца, но является и Судией над живыми и мертвыми.

Кто на небесах больший после Христа? - Богородица, после же Богородицы вместе с ангелами Иоанн Предтеча, затем апостолы и прочие святые.

Почему Богородица выше всех святых и ангелов? - Потому, что Она есть Мать Спасителя мира.

Христос по человечеству был какого племени? - Иудейского, и не только Христос, но и Богородица, и апостолы.

Каким образом и когда явился Дух Святый? - Он явился в виде голубя во время Крещения Христова Господня.

Почему именно таким образом? - Потому, что голубь есть чистейшая птица, Дух же Святый есть блюститель душевной чистоты.

Всегда ли Дух Святый пребывает в виде голубя? - Не всегда и никогда, но только такого было Его явление; впрочем, Он, как хочет, так и явится, по природе же существа Своего Он не голубь, но свет, третье сияние или ипостась Божественная.

Видят ли на небе Бога души святых? - Всегда видят лице Отца Небесного и в этом лицезрении находят свое веселие.

В этом ли состоит их блаженство и мздовоздаяние? - Да, в этом, как свидетельствует и Псалмопевец: "Насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей" (Пс. 16, 15).

Разве прежде Страшного Суда святые приняли свое обетование: ведь Апостол говорит: "Да не без нас совершенство приимут" (Евр. 11, 40), то есть прежде дня Судного нет полного мздовоздаяния? - До дня Страшного Суда нет полного мздовоздаяния для полного человека, то есть состоящего из тела и души, следовательно, нет и полного мучения в аду осужденных, но есть мздовоздаяние частное. После же Суда будет полное мздовоздаяние и по телу, и по душе.

Итак, есть и мучение частное? - Есть.

Какое же? - Отчаяние, чувствование прогневанного Бога, лишение вечных благ, темные и ужасные места, постоянное видение диавола и сопребывание с ним, мучение души, вызываемое им, неугасаемый огонь, червь совести не умирающий.

Есть ли на небесах у избранных и у ангелов вера и надежда? - У ангелов нет ни веры, ни надежды, потому что с того времени, как они утвердились в благодати, они увидели Того, в Кого надлежит веровать и на Кого надлежит надеяться; а так как они всегда видят лице Отца Небесного, то в них нет места ни для веры, ни для надежды, ибо вера и надежда имеют своим предметом невидимое. У избранных Божиих на небесах также нет веры и надежды, потому что они видят Того, в Кого веровали, и имеют Того, на Кого надеялись. И у ангелов и у избранных есть одна лишь бессмертная любовь.

Что побудило Сына Божия воплотиться и умереть позорной смертью? - Любовь к роду человеческому.