Творения

В каком смысле Христос называется священником по чину Мельхиседекову и каким образом Мельхиседек прообразовал Его священство? - Как относительно Мельхиседека мы не имеем сведений в Святом Писании ни о роде его и ни о смерти, так и Сын Божий безначален и бесконечен, и "род Его кто исповесть?" (Ис. 53,8 и Деян. 8, 33). И как Мельхиседек приносил в жертву Богу хлеб и вино, так и Христос приносил Себя в жертву под видом хлеба и вина в таинстве святой Евхаристии.

На чем утверждается вера? - На откровениях Бога, на том, что Бог открыт через пророков и апостолов; ибо видимое не может быть предметом веры, как написано: "Блажени не видевшие и веровавшие" (Ин. 20, 29).

Что такое Писания и что Предания? - Писания составляют Ветхий и Новый Завет, Предания же это то, что мы приняли чрез устную проповедь Апостола, через писания и постановления святых отцов.

Кто в Ветхом Завете провозвестил закон? - Его по повелению Господа провозвестил Моисей, который и был первым пророком.

Сколько книг Моисеевых? - Пять, а именно: Книга Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Какие книги составляют Новый Завет? - Евангелие, Апостол и Апокалипсис.

Кто написал Евангелие? - Четыре евангелиста. Кто написал Апостол и Апокалипсис? - Лука, Петр, Иаков, Иуда, Павел и Иоанн.

Из кого состоит Церковь? - Из различных народов. Сколько имен имеешь? - Три: по природе - человек, по крещению "имярек", по вере христианин, а не перстовер или брадовер, или старовер.

Почему христианину не должно называться этими последними именами и с самого начала христианской веры христиане не назывались такими именами, то есть перстоверами, брадоверами и староверами? - Потому, что называться перстовером - это значит веровать в два перста, Христовы ли, или какие другие. Если веровать в два перста Христовы, то приходится или Христа признавать с двумя перстами, а не с пятью, или же два перста Христа признавать более святыми в сравнении с остальными Его перстами и с Его целым человеческим составом. И такая вера во Христа будет нечестивою, ибо она почитает во Христе только два перста, а не целого Христа, и не признает, что в Нем не только все персты, как сложенные, так и не сложенные одинаково святы, но и последнего Его волоса ангелы трепещут. Веровать же не в Христовы, а в какие-нибудь другие персты, это значит совсем Христа отвергать и почитать вместо Христа два перста, как будто какого-нибудь идола Велеса или козьи роги, или медвежью лапу, по примеру неразумных идолопоклонников. Брадоверами же быть и веровать в бороды - это также обычай идолопоклоннический; староверами же называются как раскольники, так и иудеи.

Если же мы при совершении крестного знамения употребляем троеперстие, а не двуперстие, то это мы делаем вопреки еретическому армянскому учению (о котором было сказано выше)

Следовательно, и три перста складывались не противно христианской вере; складывать же два перста есть еретический обычай, так как он согласуется с армянским учением.

Сколько общих и существенных Божиих свойств? - Их невозможно исчислить.

Указана ли где-нибудь хотя часть их? - В Символе Афанасия, патриарха Александрийского, показаны такие общие свойства Божий: несозданный, непостижимый, вечный, Вседержитель, Бог, Господь; о таких же свойствах пространно рассуждает книга Православного Исповедания в первой части, в ответе на тринадцатый вопрос.

Какая разница между именами Бог и Господь? - Разница между этими именами состоит в том, что она указывает на различные свойства Божий: слово "Бог" означает всемогущего Создателя, создавшего все из ничего, без всякого труда и принуждения, по единой Своей благости; слово "Господь" обозначает Владыку, Который господствует над всем созданием, все поддерживает Своей волею, и Которому служит все творение; если же не захочет поддерживать творение, то может привести все снова к небытию, по слову царя-пророка: 'Та погибнут, Ты же пребываеши" (Пс. 101, 27), то есть небо и земля погибнут со всеми вещами, созданными Тобою, Господи, если Ты захочешь погубить их и снова привести в небытие; Ты же, как пребываешь при них, так и без них пребудешь без перемены и без всякого умаления для Себя. Для лучшего объяснения имени Бог и Господь следует представить себе сверхъестественные Божий чудеса: как Бог, Он сотворил огонь, чтобы он светил и сожигал; а как Господь, Он совершил перемену в свойствах огня в купине огненной и в печи с тремя отроками, чтобы огонь не сожигал, но прохлаждал. Также и в других случаях следует рассуждать и признавать, что Бог все творит, а Господь все претворяет как хочет.