Творения

Если придет хульная мысль на какого-либо святого, читай: "Моли Бога о мне, грешном, святый (имярек), яко аз по Бозе к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей". И сотвори по силе поклоны, говоря: "Святой (имярек), моли Бога о мне, грешном".

Если придет хульная мысль на какую-либо икону, сотвори пред той иконой поклонов 15 или сколько можешь, молясь тому, кто изображен на этой иконе, и таким образом ты с Божией помощью ни во что обратишь хульные мысли. Аминь.

3. Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и страдании, составленная вкратце во исполнение наставления святого апостола Павла, говорящего: «увещевайте друг друга и назидайте один другого» (1 Фес. 5, 11).

Некий старец, один из духовных, живущих в Боге, услышав о некоем мирянине, муже славном, христолюбивом и боящемся Бога, что он впал в великую скорбь, сжалился о нем и помолился Богу, говоря: "Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отче щедрот и Боже всякой утехи, утешающий нас во всякой скорби нашей, утешь сего скорбящего мужа, которого создали руки Твои, умудрила премудрость Твоя, возвеличила десница Твоя и прославила благость Твоя. Ныне Ты посетил его отечески Твоим наказанием и попустил маловременные скорби тому, которого Ты любишь, наказываешь сострадательно и тепло милуешь, видя его плачущим. Итак, наказав, помилуй его, успокой плачущего, преложи скорбь на веселие, раствори печаль его радостями, удиви Свою милость на нем, дивный в советах Твоих, Владыко, непостижимый в судьбах Твоих, Господи, в делах благословенный вовеки. Аминь".

Помолившись так и сев, он сказал самому себе: "Недостаточно только молиться о скорбящих, но необходимо утешить их и словами, ибо в том и состоит одно из дел духовного милосердия, чтобы утешать скорбящих. Ведь и апостол увещевает: "Умоляем вас, братия, утешайте малодушных" (1Фес. 5, 14), и еще: "Увещавайте друг друга и назидайте один другого" (1Фес. 5, 11). Потому и мне подобает идти и словами утешить того, об утешении которого я молился Богу.

Встав, старец снова обратился к молитве, по совету прп. Ефрема Сирина, говорящего: "Духовный если хочет идти на утешение к брату, то прежде чем выйдет из своей кельи, пусть станет он на молитву, чтобы Господь управил путь его". И так помолившись, старец пошел. Придя к скорбящему мужу, он вошел в его дом с обычной Иисусовой молитвой и, сказав: "Мир дому", поклонился, как подобает, хозяину дома, а после этого сел с молчанием. Тогда между ними началась следующая беседа.

Муж скорбящий. Хорошо ты сделал, отче, что пришел ко мне, ибо ты принес мне свое благословение.

Старец утешающий. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким духовным благословением в небесных о Христе. Да благословит Он тебя во всем житии твоем, чтобы все дела твои, сидение и вставание твое, вхождение и исхождение было угодно и благословенно пред Ним всегда.

Муж скорбящий. Есть какая-либо иная причина твоего, отче, пришествия ко мне?

Старец утешающий. Слышал я о твоем христолюбии, слышал, что ты стараешься угодить Господу твоему, служа Ему со страхом, и весьма обрадовался этому. Вместе с тем я услышал, что на тебя нашла какая-то печаль от злоключений суетного мира сего, поэтому я не поленился прийти сюда, желая лучше посетить дом плача, нежели дом радости, чтобы поплакать с плачущим. Скорбя и соболезнуя тебе по-христиански, да возмогу я с Божией помощью найти для тебя хотя бы малое утешение и пресечь нашедшую на тебя печаль.

Муж скорбящий. Благодарение Богу, что Он послал ко мне тебя, отче, теперь, ибо доселе я ждал, кто бы поскорбел со мной, но не было такого, и не нашел я утешающего. Итак, скажи, что дал тебе Господь для утешения скорбной моей души и утоления горести сердца моего?

Старец утешающий. Да подаст нам Бог говорить полезное и да устроит Он нашу беседу, чтобы она стала духовным утешением. Скажи мне, христолюбец, прежде всего, в чем заключается нашедшая на тебя печаль, ибо я говорю со златоречивыми устами: "Принеси скорбь твою, чтобы мог я снять струп печали твоей и рассеять облако мыслей твоих". Что такое с тобой, о чем ты печалишься и скорбишь?

Муж скорбящий. Не спрашивай, отче, причины моей печали, чтобы не причинить моему сердцу еще большее страдание. Если я начну подробно рассказывать тебе о том, какие по Божию попущению я принял оскорбления, то великой горестью наполнится моя душа, и вместо утешения я начну сильно рыдать, ибо сравнялась печаль моя с печалью Ноемини, говорившей: "Не называйте меня Ноеминью (то есть прекрасной), но зовите меня Марою (то есть горькой), потому что Вседержитель послал мне великую горесть" (Руф. 1, 20).

Старец утешающий. Если ты знаешь, что ты принял горечь печали по попущению Вседержителя, то пусть будет для тебя примером Иов, который говорит: "Если благое принимаем от руки Господа, не стерпим ли злого?" (Иов. 2, 10). Но не может быть злом то, что хотя и кажется злом, но происходит с нами по воле Господней. Ибо как Его святая воля, совершаемая в нас, никогда не бывает злой, но всегда благая и добрая, так и все, совершающееся по воле Его, есть благо, а не зло, все бывает на пользу нашу, а не на соблазн, на созидание наше, а не на разорение. Не во все ли дни мы молимся Отцу Небесному, говоря: "Да будет воля Твоя" (Мф.6,10)?