Творения

Некий знаменитый учитель долгое время прилежно умолял Бога показать ему такого человека, который бы наставил его на правейшую стезю, удобно и безбедно ведущую к небу. В один из дней, когда он особенно сильно был объят таким желанием и воссылал прилежнейшие мольбы, ему показалось, что он слышит голос свыше, повелевающий ему выйти из кельи и идти к дверям церкви. Там, сказано было, найдешь ты человека, которого ищешь. Тогда он пошел и нашел при церковных дверях нищего старца, всего покрытого струпьями, сгнившего проказой, ноги его были полны ран и текущего гноя, одежда его была очень худа, она едва стоила три пенязя.

Учитель, проходя мимо него, приветствовал его по своему обычаю, говоря: "Добрый день тебе, старче!" Старец же ответил: "Не помню, чтобы день был когда-либо зол для меня". Учитель, слыша такой ответ, остановился и, как бы исправляя прежнее приветствие, сказал: "Да сотворит Бог тебя счастливым". На это старец ответил: "Я никогда и не был несчастлив".

Учитель очень удивился такому ответу, думая, что не расслышал и не понял хорошо слов старца, и поэтому снова повторил свое приветствие немного изменяя его: "Что ты говоришь, старец? - сказал он. - Я тебе желаю благополучия". Старец же снова ответил: "Не был я в злополучии никогда". И, думая, что старец велеречив, и желая искусить его разум, учитель сказал: "Я хочу тебе того, чего ты сам для себя хочешь". Тогда старец ответил: "Нет у меня недостатка ни в чем, ибо все так и бывает, как я хочу, хотя я и не ищу временного благополучия".

Учитель сказал: "Бог спасет тебя, человек, ибо ты презираешь мирское благополучие. Однако скажи мне, молю тебя, как ты один можешь избегать бед среди бедствующих людей? Неужели ложь говорит Иов: "Жизнь человека кратковременно и преисполнена многих бед и зол" (Иов. 14, 1)? Как же ты один только избежал всех злых дней? Я не могу понять твоего рассуждения".

На это старец ответил следующее: "Так действительно и есть, господин мой, как я сказал тебе, когда ты пожелал мне доброго и счастливого дня. Я правду сказал, утверждая, что никогда я не знал никакого несчастия и злоключения. Я благодарен Богу и за то, что Он дает мне, благополучие же мое в том заключается, чтобы не желать благополучия. Страх за счастье и несчастье никому не вредит, за исключением тех, которые боятся вреда от них, но я пренебрегаю счастьем и ни-- когда не молюсь о нем Отцу Небесному, всем управляющему, и таким образом я никогда не бываю в неблагополучии подобен тому, с кем все происходит по его желанию. Голод ли терплю - я благодарю за это Бога, как Отца, Который знает обо всем, что нам нужно. Мороз ли теснит меня или дождевые капли пронизывают меня, или я терплю какое-либо иное стеснение из-за погоды - тоже хвалю Бога. Когда все меня поносят - я опять хвалю Бога, ибо я знаю, что все это творит именно Бог, а ведь невозможно, чтобы творимое Богом не было добром. Ко всему, что подается или попускается Богом - как приятное, так и неприятное, сладкое или горькое, - я отношусь равно, все принимаю с радостью как бы из рук доброго отца и того только одного хочу, чего и Бог хочет. Потому-то все и бывает у меня, как я хочу.

Окаянен тот, кто ищет счастья в мире сем. Истинное счастье нашей жизни заключается в том, чтобы во всем положиться на волю Господню, ибо воля Господня совершенно добра, и справедливо, что она не может быть ни лучшей, ни злой. Она всем управляет, а ею никто. Ее я буду держаться всецело, буду стараться и всей мыслью буду стремиться к тому, чтобы всегда хотеть только того, чего и Бог хочет, и не хотеть того, чего и Бог не хочет. Я потому и не считаю себя сколь либо несчастливым, что всю мою волю всецело полагаю в воле Божией и согласую с ней, так что я всегда хочу или не хочу не иное что, как только то, чего хочет или не хочет Бог".

Тогда учитель сказал: "Неужели ты убежденно говоришь это? Скажи же мне, неужели ты так же думал бы и в том случае, если бы Бог послал тебя в ад?" Старец тотчас ответил: "Неужели Он пошлет в ад меня? Но знай, что я имею два ремня дивной крепости, которыми я связан с Ним в объятие неразлучное: первый - мое глубочайшее смирение, второй - нелицемерная любовь к Богу, и ими я так крепко связан с Богом, что куда бы ни был послан, повлек бы с собой и Его. Но в таком случае я, поистине, хотел бы более быть с Ним вне небес, чем без Него на небесах". Учитель, удивленный таким ответом, думал про себя, что правый путь к Богу действительно состоит в том, чтобы во всем согласоваться с Его святой волей.

Желая же еще более научиться премудрости старца, столь дивно сокрытой в худой оболочке его тела, учитель спросил: "Откуда пришел ты сюда?" "От Бога пришел", - ответил старец. На это учитель ему сказал: "Где же ты нашел Бога?" Старец же ответил: "Там Бога нашел, где оставил все созданные вещи". "Где же ныне ты оставил Бога?" - вопрошал учитель. Старец отвечал: "Поистине, в чистых - мыслях и доброй совести оставил Его". Тогда учитель воскликнул: "Что же ты за человек?!" На это старец ответил: "Кто бы я ни был, однако тем видом и своей жизнью, которые ты видишь, я настолько удовлетворяюсь, что не отдал бы их и за богатства всех земных царей; всякий человек - это царь, если он умеет владеть собой и повелевает своими мыслями". "Неужели и ты царь, - спросил учитель. - Где же твое царство?" Старец же, указывая перстом на небо, сказал: "Вот где мое царство. Царь - тот, кому царство это написано несомненными письменами".

В заключение своих вопросов учитель сказал: "Кто тебя, старец, научил этому и кто тебе дал такую премудрость?" Старец на это ответил так: "Я поведаю тебе, господин мой, что во все дни я пребываю в молчании. Если я молюсь или упражняюсь в благочестивых мыслях, то всячески забочусь только о том, чтобы всегда быть крепко соединенным с Богом. Единение же с Богом и согласие с Его волей и учит меня всему этому".

Таким образом, получив пользу от беседы со старцем и пожелав ему мира, учитель ушел, хваля Бога, утаившего сие от премудрых и разумных и открывшего сему убогому старцу, младенцу по злобе своей.

Муж скорбящий. Поистине дивна эта повесть и полна великой пользы. Поистине дивен тот муж, таинственный раб Христов.

Старец утешающий. Господь имеет много таких рабов, которые втайне служат Ему и по любви к Нему объяты таким сильным желанием согласоваться во всем с Его святой волей, что даже и царствия небесного не желают так, как того, чтобы только совершалась в них воля Господня. "Что мне, - говорит Псалмопевец, - на небе и без Тебя чего мне желать на земле?"(Пс.72, 25). Это значит, что ни вверху, ни внизу нет ничего такого (по словам Златоуста), чего бы я пожелал, кроме Тебя единого. Ибо в том и есть царство, наслаждение, радость и свет души, чтобы любить Бога, а любящий Бога любит во всем Его святую волю и с великой сладостью принимает от рук Его как благое, так и кажущееся злым. Такой даже и муку, как бы царство, готов принять по воле Господней!

Я знал одного из отцов, который ни спасения не искал помимо воли Господней, ни от мук, происходящих по Его воле, не отказывался, но каждый день молился, говоря так: "Господи, если хочешь иметь меня во свете благодати Твоей - будь благословен. Если же хочешь иметь меня во тьме отриновения от лица Твоего - тоже будь благословен. Господи, если отверзаешь мне двери милосердия Твоего - это добро и благо; если же затворишь для меня двери милосердия Твоего, то да будешь благословен Ты, затворивший по справедливости ко мне. Господи, если Ты погубишь меня за мои беззакония, - слава праведному Твоему суду. Устрой со мной все, как хочешь". Вот как он полагался на волю Господню! Вот как готов был с благодарностью принять из Его святых рук все: как доброе, так и злое, как царство, так и муку.

Муж скорбящий. Весьма поразительно и дивно моление того отца, ибо кто не молит Господа, чтобы освободиться от мук и быть в прохладе? Он же ни царствия Божия не просит, ни от мук не отказывается, а лишь возлагает все на волю Господню.