Творения

9. Хранить молчание; не говорить ни с кем о бесполезном. Особенно же в церкви нужно стоять кротко и ничего не говорить ни с кем, за исключением самого необходимого.

10. Не быть ленивым к делу Божию, но с бодростью и охотой подвизаться в нем.

11. Не быть яростным, дерзким, гневливым, не помнить зла и не воздавать злом за зло.

12. Не завидовать никому и ни в чем, не клеветать ни на кого, не лгать ни в чем, не осуждать никого за грехи, хотя бы и своими очами видел их.

13. Отнюдь никогда не смеяться.

14. Непрестанно иметь в уме своем Иисусову молитву и размышлять о смертном часе. Жить осторожно во всякий день и час, хранить заповеди Божий и всегда быть готовым стать как на Страшном Суде и дать ответ Богу о всяких своих грехах, ибо говорит Господь: "В чем тебя застану, в том и буду судить тебя", - хорошо, если в добрых делах и покаянии; не-покаявшихся же и не плакавших здесь о своих грехах ожидает лютейшая и не имеющая конца мука.

15. Необходимо всегда пред Богом и духовным отцом приносить истинное покаяние в грехах со всяким усердием, сожалением и умилением, никогда потом не грешить и грехи свои омывать слезами.

Все эти дела угодны Всемилосердному Господу Богу, Творцу нашему.

8. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясъ и молясь тайно

Предисловие

Среди вас многие не знают, в чем состоит внутреннее дело богомысленного человека, а также не понимают, что такое богомыслие, и ничего не знают о творимой умом молитве, но - думают, что только теми молитвами подобает молиться, которые написаны в церковных книгах. Что же касается тайной беседы с Богом в сердце и происходящей отсюда пользе, они об этом отнюдь не знают и никогда не вкушали духовной сладости этого. Как слепорожденный только слышит о солнечном сиянии, что же такое сияние, не знает, так и они только слышат о богомысленном поучении и молитве, понимать же не понимают. Они по невежеству своему лишаются многих духовных благ и отстают от добродетельного преуспеяния, которое приводит к совершенному богоугождению. Поэтому, ради наставления простых, предлагается здесь кое-что для внутреннего обучения и для богомысленной молитвы, чтобы желающий с Божией помощью получил хоть немногое научение.

Духовное обучение внутреннего человека начинается с таких Христовых слов: "Ты же, когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6,6).

Глава I. О двоякости человека, обучения, молитвы и клети

Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотской и духовный. Внешний - видимый, плотской, внутренний же - невидимый, духовный, или, согласно слову апостола Петра, "сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа" (1 Петр. 3, 4). И святой Павел объясняет человеческую двойственность, говоря: "Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется" (2Кор. 4, 16). Здесь апостол ясно говорит о внешнем и внутреннем человеке.