Творения

12. Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа

Всякий истинно верующий сын Церкви должен вспоминать смерть Христову, которую Он претерпел по плоти ради нас неповинно: "Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его" (1 Петр. 2, 22). Да будешь ты, душа боголюбивая, благодарна Пострадавшему и Умершему ради тебя!

Вспомни все, начиная с безлетного рождения Сына Божия. Размышляй только верой одной, как Он неисследованно, неизреченно и непостижимо прежде веков родился от Отца и как Слово Божие, родившееся прежде веков от Отца, неоцененное сокровище сердца Отчего, из чрева прежде денницы рожденный Отцом, - как Это Слово Божие, превозлюбленный Сын Бога Отца, благоволением Отца и содействием Пресвятого Духа соизволил, ради нашего спасения, воспринять человеческое естество и в нем устроить наше спасение.

Вспомни, как Он родился от Пренепорочной Девы Марии во времени и воспринял человечество от Ее пречистой крови, как создал словесную душу этому человечеству, так что явился совершенным Человеком, и как в том человечестве Он пришел в совершенный возраст. Когда же пришло превожделенное время нашего искупления, тогда Христос, Спаситель и Бог наш, на Тайной Вечери ученикам Своим и апостолам, а через них и нам всем преподал дивную и страшную Тайну, ибо, приняв в Свои пресвятейшие и Божественные руки хлеб и благословив, преломил и дал ученикам Своим апосуолам, говоря: "Прииидите, ядите: сие есть Тело Мое" (Мф. 26, 26).

Благодаря за это благодеяние, каждый должен произнести молитву Господню "Отче наш" с таким окончанием: "Яко Твое есть царство и сила, и слава со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь" (поклон).

На той же Своей Тайной Вечери Христос, Сын Божий, приняв в Свои пребожественные и пресвятые руки Чашу, воздав хвалу, подал ученикам Своим, говоря: "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26, 27 - 28). Благодари за это благодеяние, ибо Христос, Спаситель наш, сподобил нас таковых престрашных Тайн не по какой-либо нашей заслуге, но по Своей крайней и неизреченной милости и любви к роду человеческому. Он благоволил нашему истлевшему естеству, падшее возобновил на лучшее, воссоздал, примирил с Собой и сделал нас единокровными и единотелесными. Благодаря за это, произносимолитву "Отче наш" (поклон).

Окончив же Тайную Вечерю, Христос, Сын Божий, по глубочайшему Своему смирению и неизреченной любви, встав, положив ризы Свои и взяв полотенце, препоясался. Потом, влив воду в умывальницу, начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (см. Ин. 13, 4 - 5). Дивясь такому Его преглубокому смирению и странному действию, каждый пусть постарается прочитать с сердечным умилением молитву "Отче наш" (поклон).

Потом Христос, Сын Божий, пошел с учениками Своими по обычаю на гору Елеонскую и, преклонив там Свои колена, молился Богу Отцу, говоря: "Отче! О если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22, 39 - 44). С великим подвигом, прилежно и троекратно молился Он об этом, и пот Его имел вид капель крови, падающих на землю. Воспоминая такую Его прилежную молитву, постараемся и мы с особым старанием молиться к Нему и говорить: "Отче наш" (поклон).

С тем же богомыслием здесь следует вспомнить и то, как пришел предатель Иуда и сделал знак, который он дал воинам, посланным с ним: "Кого я поцелую, Тот и есть" (Лк. 22, 47). Спаситель наш и Искупитель, видя Своего главного врага и предателя, подошедшего лобзать Его лицемерно, сказал: "Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?" (Лк. 22, 48). Тогда воины, связав Его, повлекли, как злодея, и привели сначала к Анне, ибо он был тестем Каиафе, и здесь Он был допрошен об учении и учениках. Иисус отвечал так: "Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: "Так отвечаешь Ты первосвященнику?" (Ин. 18, 13, 18 - 22).

От такого сильного и бесчеловечного удара упал наш Христос, не имея возможности устоять. Упал! О чудо! Упал Создатель наш! Упал, Надежда наша, от столь сильного удара, терпя за нас такую лютую боль по бесконечной любви Своей к нам. Много Крови из Его пресвятых уст, из носа и из ушей истекло от такого бесчеловечного и жестокого удара, и был слышен тот удар во всем архиерейском доме. Но ударившему Его Он произнес кротко такие слова: "Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня ?" (Ин. 18, 23). Он этим сказал как бы следующее: за что ты, человек, так люто уязвляешь Меня, Создателя твоего, здравие Мне повреждаешь, жизнь отнимаешь, смерть ставишь пред очами, во гроб вселяешь Меня? После такого сильного удара невозможно было бы более жить, если бы человечество не было укреплено Божеством.

О всем таком размышляя, ты, боголюбивая и христолюбивая душа, должна с горькими слезами и с умилением сердца возносить к Нему молитву "Отче наш" (поклон).

Богомыслие святое! Иди еще за Иисусом, и ты увидишь, как Он был привязан к столпу, как был избит и окровавлен, как весь был изранен, наг и поруган, как из Его пресвятого израненного Тела текла Кровь, подобно реке. Иисус же молчал. Он все это с великим позором и болезнью ради тебя терпел, о человек!

Пророк Исайя, издалека видя Его, так страждущего, говорит: "И мы видели Его, и не было в Нем ни вида, ни красоты" (Ис. 53, 2), а некто из учителей, толкуя эти слова, сказал: "Вот Человек!" (ср. Ин. 19, 5). Подобно тому и Пилат говорил: "Смотри, строптивый иудейский народ, на своего Царя, не имеющего даже вида человеческого, всего истерзанного, окровавленного, всего в ранах; смотри: от ног до головы нет в Нем целости, одумайся и прекрати неистовство свое. Не отпустить ли Его вам, уже довольно измученного?" Но они кричали: "Если отпустишь Его, ты не друг кесарю. Возьми, возьми, распни Его!" (Ин. 19, 12, 15). Размышляя об этом, поклонись, боголюбивый человек, до земли, говоря столь люто страждущему ради тебя Сыну Божию сию молитву: "Отче наш" (поклон).

Богомыслие святое! Смотри теперь немного дальше от столпа. Мысленными очами смотри на твоего Создателя Христа, Спасителя и Бога, как Он, нагой, терпя вышесказанные лютые мучения, трясется как от ужасных страданий, так и от стужи (ибо тогда была зима), возлагая на Себя Свою одежду. Помысли: какой великой срамоты и бесчестия был исполнен неповинно страдающий Спаситель, Сын Божий, как пред всеми был обнажен и уязвлен!?