Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

— воспитание культуры межнационального общения.

Становление гражданственности как качества личности определяется влиянием родителей, педагогов, Церкви, общественных организаций, а также особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической и нравственной культуры в нем. Для православного человека основанием гражданского воспитания является, прежде всего, привитие в детском сердце святой любви, проистекающей из источника Божественной Веры. В поведении воспитанного таким образом ребенка должно без лицемерия выражаться скромное и искреннее уважение к достоинствам и заслугам других, откровенность, приветливость, общительность, кротость, терпение, миролюбие, долг, ответственность, честь, порядочность, "непритворное почтение, которое, будучи равно далеко от гордости и рабской боязливости, смотрит на всякую законную власть, как на поставленную от Бога" [19, с. 301].

В энциклопедическом словаре. Брокгауза и Ефрона читаем: "Патриотизм — любовь к Отечеству. Привязанность к своей культурной среде, гражданственности. Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но, не изменяя своей природе, становится обязанностью по отношению к тем союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного человеческого существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которое издревле имело и религиозное значение. Отечество не было только географическим или этнографическим термином — оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, был более или менее отдаленной трансформацией умершего родоначальника. Таким образом, служба Родине была деятельным богослужением, и патриотизм совпадал с благочестием.

Идея патриотизма выводилась из сущности христианского начала: и в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагает его интерес главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы" [43, с. 36].

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, в уважении к языку своего народа, отстаивании чести и достоинства своей Родины, свободы и независимости, уважительном отношении к истории прошлого. Можно сказать, что патриотизм является одной из сторон, определяющих нравственную значимость личности, поскольку на основе чувства патриотизма, уважения к национальным святыням укрепляется любовь к Родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества.

Проявлением культуры межнационального общения является чувство уважения к другим народам, к их национальным обычаям и традициям, стремление поддерживать с другими народами доброжелательные контакты.

5. 2. Основные направления патриотического воспитания

Патриотическое воспитание, с точки зрения православной педагогической мысли, — это долг, нерадивое выполнение которого есть грех. Всякий, не подготовивший себя к служению своему народу, также вреден, как беглец с поля битвы. По словам И. А. Ильина, "родина есть нечто от Духа Божия" [8, с. 233]. Поэтому и патриотизм с точки зрения православной педагогической мысли есть состояние духовное, а, значит, он может возникнуть только в порядке свободы.

Чувство патриотизма необходимо прививать с детского возраста. Опытный и тактичный воспитатель может пробудить в ребенке настоящий патриотизм. Но именно пробудить, а не навязать. Для этого он сам должен быть искренним и убежденным патриотом, не проповедуя любовь к Родине, а увлекательно исповедуя ее и доказывая своими делами. Такой педагог молится и думает словами своего народа, принимает с любовью историю своего народа и учит детей так, чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых и героев. Он умеет убедительно показать детям те черты Родины, которые заслуживают любви и преклонения. Среди них выделим (вслед за И. А. Ильиным) наиболее существенные:

Язык, вмещающий душу, прошлое, духовный уклад народа. Именно в силу этих свойств родного языка и не следует учить ребенка какому-либо другому языку, пока он не заговорит связно и бегло на своем. Это относится и к чтению: пока ребенок не научится бегло читать на своем родном языке, не следует учить его никакому иностранному чтению. Очень важно ознакомление ребенка с церковно-славянским языком как прародителем славянского, русского языка.

Народная песня, которую ребенок должен слышать еще в колыбели. Пение помогает рождению и изживанию чувства в душе, оно превращает аффект в активную, творческую эмоцию. Русская песня, по словам И. А. Ильина, глубока, как человеческое страдание, сладостна, как любовь и утешение. С этой точки зрения она может дать детской душе исход из окаменения и озлобления.

Молитва, дающая духовную гармонию. Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в Церковь и станет ее опорой, опорой Русской Православной Церкви.

Сказка, дающая ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит мужеству и верности; учит созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от неправды. Как отмечал И. А. Ильин, национальное воспитание не полно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, — легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации.

Жития святых и героев. Воображение ребенка должно как можно раньше быть пленено живыми образами национальной святости и доблести. Образы святости пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нем чувство соучастия в святых делах, которое даст сердцу ребенка уверенность в том, что русский народ имеет право на почетное место в мировой истории. Образы героизма пробудят в ребенке волю к доблести, великодушие, правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть. Все это есть настоящая школа русского национального характера.