Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

Поэтому воспитание дисциплины и культуры поведения должно держаться "золотой середины". Общепринятые правила вежливости приносят пользу в том, что удерживают человека в известных границах и предотвращают от многих неприятностей. Дисциплина и культура поведения обладают большим воспитательным потенциалом. Они делают человека подтянутым, сдержанным, способствуют формированию умения подчинять свои действия и поступки достижению поставленных целей, побуждают к самоконтролю и преодолению имеющихся недостатков. Все это делает воспитание дисциплины и культуры поведения тесно взаимосвязанным с духовно — нравственным воспитанием.

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом — как норма морали. Например, опоздание на занятия — это нарушение дисциплины, опоздание на встречу с преподавателем, товарищами — это отсутствие определенных правил нравственности, поскольку является проявлением неуважения.

Уровень дисциплины и общей воспитанности личности отражается в понятии культура поведения, означающего высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни. Создание, например, школьной дисциплины и культуры поведения включает в себя ряд правил: не опаздывать и не пропускать занятия, бережно относиться к учебникам, соблюдать порядок и тишину на уроках, проявлять вежливость в отношении с учителями и т. д.

В педагогическом отношении важно, чтобы учителя и воспитатели создавали такие условия, в которых школьники осознавали бы и эмоционально переживали внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем дисциплины и культуры поведения и стремились к их совершенствованию. Большое значение имеет разъяснение правил поведения как в системе внеклассной работы, так и в процессе учебной деятельности, выработка у учащихся практических умений и навыков, связанных с соблюдением правил поведения.

6. Трудовое воспитание

6. 1. Значение трудового воспитания в нравственном развитии личности

К. Д. Ушинский в своем труде "Труд в его психическом и воспитательном значении" говорил, что труд — это "свободная и согласованная с христианской нравственностью деятельность человека". Труд истинный и свободный имеет, по мнению К. Д. Ушинского, в жизни человека такое значение, что без него она теряет всю свою ценность и все достоинство. К. Д. Ушинский указывал на то, что тело, сердце и ум человека требуют труда, и если у человека не оказывается своего личного труда в жизни, он теряет истинную дорогу, появляются недовольство жизнью, бездонная скука, мрачная апатия, незаметное самоуничижение. Выслав человека на труд ("В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3, 19), Господь сделал труд обязательным условием физического, умственного и нравственного развития, и само счастье человеческое поставил в зависимость от личного труда. Карая, Господь сострадал своему творению, сея семена новой жизни. В повелении трудиться выразилась "вся неполнота падшей природы человека и все достоинство его земной жизни. Труд сделался отличительным признаком сына земли, знаком его падения и указания пути к совершенствованию, признаком бессилия и залогом силы, цепью, накинутой природой на человека, и уздой в руках человека для обуздания сил природы, клеймом рабства и печатью свободы" ("Труд в его…"). Поэтому воспитание и должно развивать в человеке привычку к труду, оно "должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни" ("Труд в его…"). Трудовое воспитание — это и формирование в человеке созидательного начала. В трудах возрастает любовь, поэтому трудовое воспитание можно назвать подготовкой к делам любви. Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, иждивенческий подход к жизни и людям, беспомощность даже в простейших житейских ситуациях.

Христианин должен отличаться добросовестным отношением к труду в каждой порученной ему обязанности, но делание свое он не должен превращать в идола. Трудолюбие должно пронизывать все существо человека. Человеку, не наученному трудиться, тяжело молиться, тяжело и бороться с собственным грехом. Труд и в монастыре, и в миру — это ограждение от греха, особенно от пагубных увлечений молодости.

Православие относится к труду и как к послушанию, и как к творчеству. Послушание необходимо для борьбы с греховностью; творчество — это дар, за который следует возносить благодарственные молитвы и чувствовать ответственность за обладание им.

6. 2. Задачи и содержание трудового воспитания

Основными задачами трудового воспитания являются:

¤ помощь в становлении у ребенка положительного отношения к труду;

¤ развитие в ребенке стремления применить знания на практике;

¤ развитие потребности в творческом труде;