Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

С точки зрения православной педагогической мысли самым действенным средством в воспитании истинного вкуса является церковность, в которой должны содержаться дети. Церковь, духовное пение, иконы, как отмечал святитель Феофан Затворник, являются первейшими изящнейшими предметами по содержанию и силе. Христианское искусство ставит перед собой задачу изобразить молитвенность, жертвенность, сострадание, устремленность к Богу, размышление о Божием домостроительстве, — невидимое сделать как бы видимым. Это породило особые формы изображения и его символичность. Икона призвана помогать молитвенной сосредоточенности, — в ней не должно быть ничего лишнего, отвлекающего от самого образа, от выраженной в линиях и красках духовной идеи, от смысла библейского или церковного события. Она помогает держать ум в молитве, мысленно восходить к Первообразу. Детям следует рассказывать о содержании и смысле той или иной православной иконы, приучать их видеть красоту икон, чувствовать их святость, воспринимать икону как помощницу в молитвенном делании. Следует также приучать детей видеть красоту православного храма, понимать его символику, воспитать отношение к храму как к святому месту, к дому молитвы.

Также важнейшим средством, направленным на эстетическое воспитание ребенка, православная педагогика считает обращение его внимания на прекрасное в творении Божием — природе, которая является ничем не заменяемым источником прекрасного. Надо учить ребенка чувствовать красоту в природе (пение птиц, краски восходов и закатов, лесные полянки и т. п.). Невозможно, чтобы душа воспитанника, пока еще не испорченная страстями, оставалась пустою при лицезрении, например, ясной ночи, неба, усеянного звездами, неизмеряемых пространств родной природы. Вместе с тем необходимо заботиться о формировании экологической культуры детей, цель которой состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Большое значение имеет воспитание любви к животным. Перейти от инстинктивной младенческой любви к ним к осознанной любви взрослого человека помогут книги о животных (например, сочинения Э. Сеттон-Томпсона, "Ребята и зверята" О. Перовской, книги Дж. Адамсона, записки английского ветеринара Дж. Хэрриота "О всех созданиях, больших и маленьких", "О всех созданиях, прекрасных и удивительных" и др.).

В то же время необходимо помнить, что любовь к животным должна быть мерной. Нельзя, как отмечал прот. Глеб Каледа, чтобы она застилала любовь к людям и превращала кошек и собак в кумиров. Люди, безумно любящие собак и кошек, порою не любят и даже иногда ненавидят людей.

Постепенно необходимо знакомить детей с произведениями искусства, которые, воздействуя на чувства, воспитывают их, трансформируют их в том или ином направлении. Соприкасаясь с искусством, приучая детей к нему, необходимо осознавать, что оно очень разнообразно по своей моральной, духовной сущности и эстетическому совершенству. Относительно восприятия произведений искусства нужна большая осторожность, поскольку прекрасное очень часто употребляют как средство для "возбуждения нечистых пожеланий, и без того так сильных в испорченной грехом природе человека". [19, с. 207]. Прот. Глеб Каледа по этому поводу говорил, что и у ада есть свой соблазнительный цветок и свое обманчивое сияние. Грех не был бы так пленителен, если бы он не одевался порою красочными покрывалами эстетизма и ложной любви, утонченной чувственности и обманчивых идей.

Искусство, как и наука, способно служить и добру и злу. Человек, занятый в сфере искусства, также как и ученый, морально ответственнен за создание, например, триллеров и восхваление грубой силы и ненависти, за опоэтизированное описание свободной любви и разврата и т. п. На самом деле искусство призвано воспитывать добро, соучастие к другому. Родителям и воспитателям следует в этом плане очень внимательно относиться к чтению детей, к приобщению их к музыке и другим видам искусства, памятуя об их коварном многообразии. Так, например, экстравагантность картины, ее нарочитая уродливость являются чаще всего проявлением тщеславия художника, выдавливания такого творения, которого еще никто не показывал. Тяга художников к противоестественности является, скорее всего, отражением душевных и духовных сдвигов, неким богоборческим началом. Во многих детских книжках порой пугают уродливые изображения людей, животных, угнетает примитивизм рисунка. Все это убивает в ребенке чувство красоты. На самом деле иллюстрации в книге должны помочь ребенку полюбить и увидеть красоту окружающего мира, они призваны раскрыть содержание читаемого текста. Злые карикатуры ни в коем случае не могут быть полезны для детей с их неокрепшими вкусами и отношением к жизни.

Вообще чтение книг является мощнейшим инструментом формирования интересов и эстетических вкусов ребенка. Художественная литература знакомит с психологией, жизнью, бытом, характером людей, помогает человеку разбираться в жизни. Использование художественной литературы на уроках Закона Божьего, как отмечалось еще на страницах дореволюционного журнала "Душеполезное чтение", поможет оживить преподавание, сделать ближе и понятнее моральные заповеди и основы христианской веры, глубже осознать собственные религиозные переживания. В русской литературе имеется множество прекрасных стихотворений, поэм, прозы с глубоким церковно-религиозным содержанием (сочинения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. К. Толстого, В. С. Соловьева, К. Р.- псевдоним Великого князя Константина Романова и др.). Готовясь к елке и семейным утренникам по разным поводам, дети могут выучить и продекламировать многие из них. Глубина их содержания и совершенство формы способны сыграть положительную роль не только в эстетическом, но и в религиозном воспитании детей. При этом необходимо отметить, что необходимо приучать детей к внимательному, вдумчивому и выразительному чтению. Привычка к нему закладывается, когда младенцы слушают, как родители, бабушка и дедушка читают им.

Достаточно трудно составить конкретный список рекомендуемых для прочтения в православными детьми книг. Как отмечает прот. Глеб Каледа, дети одного возраста, но из разных семей и школ различаются как по уровню общего развития, так и по своим религиозно-церковным познаниям. Поэтому конкретный список рекомендуемой к прочтению литературы могут составить как сами родители, так и учителя, наставники. В своей книге "Домашняя церковь" отец Глеб приводит лишь примерный перечень книг, которые желательно прочесть детям в различные периоды их становления. При этом он указывает на тот факт, что за тысячелетия человечеством написано множество книг, а время на чтение весьма ограниченно, поэтому из этого множества надо решительно отбрасывать все низкое, слабое и выбирать самое прекрасное, возвышающее душу, совершенствующее ее, а не возбуждающее в ней страсти плоти и ненависть. Нецелесообразно использовать в этом деле какие-либо категорические запреты. Более правильно будет воспитать с самого раннего детства критическое отношение к литературе. С этой целью полезно обсуждать с детьми прочитанное, приучить их делиться своими впечатлениями о прочитанном.

Большим потенциалом для эстетического воспитания детей обладает музыка. Она охватывает область подсознательного, иррационального. Музыка способна расширить и очистить душу, успокаивать или тревожить ее, призывать к молитве или звать в бой, говорить о гармонии мира, но может и звать человека ко греху. Поэтому к музыке, к музыкальному воспитанию, к музыкальной среде, в которой растут дети надо относиться с повышенной осторожностью и вниманием.

Серьезной музыкой, обращенной к Церкви, к душе человека является церковная музыка. Ее напевы, как и слова молитвы, выражают скорбь о грехах, печаль об умерших, радость души, обращенной к Богу. Они выражают все многообразие чистых человеческих чувств. Им чужда страстность и плотская чувственность. Молитвенное пение в храме (с хорошей дикцией) — это есть проповедь христианства и православия.

Не следует при этом отрицать светскую музыку. Человеку, живущему в миру, она необходима для выражения многих чувств и настроений, но и она должна быть возвышенной, очищающей душу. Многие классические произведения нуждаются в критической оценке с христианских позиций. Современная же поп- и рок- музыка в подавляющей своей массе бездуховна. Хотя, разумеется, и среди этих произведений встречаются вещи мелодичные и лиричные, но их очень мало, и поиск их требует значительных усилий и основательной подготовки. Необходимо очень внимательно относиться к музыкальному воспитанию детей, приучать их к музыке церковной, классической и национальной. Предохранять от дурного, как пишет прот. Глеб Каледа, можно лишь противопоставляя ему прекрасное. Приобщение к прекрасному в музыке возможно на концертах в филармониях, консерваториях, в домашних условиях при наличии коллекции пластинок и магнитофонных записей. Начинаться же оно должно с колыбельных песен.

Эстетическое освоение действительности не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства, в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Прежде всего, эстетическое начало заложено в человеческом труде. Осознание и переживание труда как явления возвышенного, облагороженного составляет фундамент эстетического развития личности.

Немало эстетических впечатлений может дать и деятельность учения. Например, в математике можно найти "красивое, изящное" решение задачи, подметить красоту линий, форм, симметрии. Родной язык, изучение литературных произведений, уроки пения, рисования также дают немалый материал для эстетического воспитания учащихся. Есть своя эстетика в человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между учащимися и родителями и друг с другом.

Немаловажно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта детей. В узком смысле быт понимают как условия жизни человека вне мест его официальной трудовой и общественной деятельности. Быт либо поддерживает, либо расшатывает внутренние ценности в человеке. Поэтому верующим людям необходимо создавать свой христианский быт, который поддерживал бы религиозный ритм их жизни и развитие ее духовных сторон.

Таким образом, сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественной эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.