Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

— любовью к своему Отечеству и народу. Учительствуя, педагог определенным образом служит своему народу, а, значит, он должен ценить его и проникнуться его духом. Нельзя воспитывать в других патриотов, если сам этого чувства не имеешь;

— добросовестностью в исполнении своих обязанностей. Добросовестный человек трудится не для вида, не для угождения и не из чувства страха, а по любви и совести. Поэтому добросовестный человек постоянно следит за собою, за своим сердцем, языком и образом жизни. В каждом своем слове и действии он даст себе ответ и не допустит ничего противного здравому воспитанию;

— терпеливостью, что, как правило, приобретается личным опытом и трудом. Иногда учителя отличаются недостатком терпения по причине молодости или определенного свойства характера, склонного к преувеличению. В последнем случае нередко встречаются педагоги, которых «оскорбляют» какие-либо действия учеников. На самом деле ребенок оскорбить не может, поскольку оскорбление предполагает равноправность. Ученик может лишь совершить невежливый поступок. С этой точки зрения особо опасно мщение со стороны учителя, поскольку оно, во-первых, не справедливо (в силу указанных выше обстоятельств), а, во-вторых, безнравственно;

— твердостью характера. Это качество способствует выработке определенных целей, правил в жизни и умению согласовывать с ними свои слова, мысли и поступки. Слабохарактерность человека нигде так не вредна, как в деле воспитания, поскольку, если педагог сегодня разрешает, а завтра это же запрещает, говорит одно, а делает другое, он не дисциплинирован сам и не сможет воспитать дисциплину в детях;

— справедливостью, поскольку всякое пристрастие тяжело отзывается на воспитанниках;

— искренней ласковостью и приветливостью. Лицо воспитателя должно быть открытое и дружелюбное, а вся его внешность в целом — степенная и спокойная. Умеренная живость и энергия учителя сообщаются, как правило, детям и дают им бодрое и радостное настроение. Эти качества обнаруживаются в речи, в приемах обучения, в разнообразии применяемых методов, в умении заинтересовать детей и привлечь их к общей работе.

Чтобы укрепить в себе эти качества воспитатель должен иметь представление о высоком достоинстве человека и особенно ребенка; он должен всегда иметь перед собой пример Спасителя, Который с такой любовью допускал к Себе маленьких детей. Наконец, воспитатель должен обращать свой взор на плоды своего воспитания, на «жатву», которую он встретит в вечности, хотя здесь, на земле, его труды и очень мало были вознаграждаемы. Отец Небесный, видящий тайное, вознаградит доброго сеятеля в день великой жатвы. Но и здесь, на земле, учитель, имеющий призвание, будет вознагражден любовью детей, уважением со стороны родителей, радостью от совершаемого добровольно подвига.

3. Авторитет воспитателя

Понять психологическую сущность авторитета, разобраться в его сущности довольно важно, поскольку именно авторитет создает так называемую «педагогическую среду».

Часто авторитет воспитателя основан только на проявлении сильной воли. В этом случае совершенно устраняется свобода ребенка, поскольку в детях все время действует чужая воля. Между тем задача православного воспитания (об этом ниже будет сказано более подробно), состоит в таком развитии воли у ребенка, чтобы он научился сам добровольно подчинять ее добру, а не слепо отдавать себя в распоряжение старших. Родитель, равно как и воспитатель, и духовник не могут и не должны заменять воли своего воспитанника.

Подлинный авторитет должен быть основан на вере в него, означающей доверие к учителю, сознание того, что учитель есть руководитель, на которого действительно можно положиться. Это вера не столько в человека, сколько в носимую им правду. Чувство веры в авторитет, по мысли прот. Василия Зеньковского, является «источником творчества», поскольку «сообщает силы, на которые без него человек не способен» [7, с. 48]. Этот факт можно подтвердить наблюдениями за маленькими детьми, которые в присутствии матери или отца играют и проявляют больше творчества, чем в одиночестве. Даже без их слов у детей начинает получаться решение задачи, сходиться ответ в примере и т. п.

Таким образом, с психологической точки зрения, истинный авторитет не есть внушение или подавление, но глубокое, окрыляющее другого человека влияние. Психология истинного авторитета есть «психология влюбленности», поскольку это духовное соединение с тем, кто авторитетен. С точки зрения православной педагогической мысли можно сказать, что это есть «вариант переживания чувства соборности» [7, с. 49]. Авторитет есть «и сила, и свобода», он не может быть навязан, а только может быть свободно признан.

Как завоевать авторитет? На первых порах доверие учителю, особенно работающему с детьми младшего школьного возраста, дается совершенно даром, исключительно в силу его положения. Однако далее его необходимо завоевывать в личном порядке. И если вдруг, поддавшись искушению, учитель обращает авторитет во власть, то, как правило, это приводит ко многим трудностям в работе с детьми.

Отчего искажается суть явления авторитета? Можно выделить, по крайней мере, две основные причины этого: