Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

в) обязательным должно быть попечение о сохранении детской стыдливости. Важно, чтобы дети уже с ранних лет смотрели на всякое ненужное осязание и обнажение себя как на нечто неприличное. Необходимо объяснить ребенку, что, например, целью одежды является охранение целомудрия. Одежда служит человеку в теперешнем его состоянии как бы оградою, защищающей от искушений и соблазнов. К такому употреблению одежды и необходимо приучать детей с ранних лет;

г) прот. В. Зеньковский рекомендовал, идя навстречу подрастающему поколению, вести беседы с молодыми людьми, давая духовную установку в вопросах устроения жизни пола. Необходимо, считал он, показывать им, что путь чистоты с точки зрения православия — не есть утопия, наивность или уход от современной жизни, наоборот, это есть путь трезвого устроения силы пола.

д) самым же действенным средством является сыновний страх к Богу. Как можно чаще необходимо повторять ребенку о том, что Бог видит его везде, что ни мрак ночи, ни отдаленность места не могут укрыть его от всевидящего ока Бога, Он видит сердце и знает каждую мысль;

9 3. Особенности подросткового возраста и правильное устроение пола

В психологии принято выделять так называемый "период полового созревания": у мальчиков он имеет возрастные границы от 13–14 до 25 лет, у девочек — от 11–12 до 23 лет. Именно в данные возрастные периоды заканчивается физическое, психическое и социальное созревание детей, и самое существенное место начинает занимать половое созревание. Именно в эти годы проявляется неустроенность сферы пола, выражающаяся в распаде на две различные сферы. На одной стороне сосредотачивается сексуальность, а на другой — эрос, движения любви, искания духовного сближения с любимым человеком. И эрос, и сексуальность одинаково являются проявлениями пола, но именно в их разъединении, а порой и противоборстве, выступает вся сложность устроения сферы пола в человеке как "духовно-телесной силы" [5, с. 245]. Правильное устроение пола как раз и заключается в преодолении этой двойственности, в восстановлении целостности сферы пола, которой ищет душа человека.

Нормальным является проявление на первом плане эроса, влюбленности. При этом необходимо помнить, что сфера эроса тогда только господствует в душе, когда воображение подрастающего человека не возбуждено преждевременно. В противном случае сексуальность вытесняет движение эроса, что толкает подростков к тайным порокам и извращениям. Достаточно трудно сбросить с себя "чары этого возбуждения", но средства для этого есть — это физический и умственный труд.

Особо мучительный период испытаний проходят в этом смысле юноши. Редко кто из них не начинает жить половой жизнью, следуя одним лишь сексуальным мотивам. Конечно, это наносит глубокий урон сфере пола. Поэтому наиболее благотворным средством в преодолении подобных искушений считается юношеская любовь — "здоровое" и "нормальное" в это время событие. "Полюбив кого-нибудь, юноша без всяких усилий, просто в силу внутренней природы человека, вступает на путь чистоты: сексуальность не исчезает, но в сочетании с порывами любви теряет свою мутящую силу и лишь топит душу неясным предверием телесной близости к любимому существу… Удовлетворение же сексуальных желаний без того внутреннего подъема и окрыления, которое мы зовем любовью, есть извращение и искажение закона целостности, заложенного в нашей душе" [5, с. 251–252]. Таким образом, жизнь пола проявляется не столько в потребности сексуальной жизни, сколько в потребности любви. И только в образовании семьи, основанной на подлинном чувстве любви друг к другу, а не на мимолетном сексуальном влечении, возможно разрешить, победить двойственность сферы пола. Поэтому правильное и здоровое устроение жизни пола в нас — это освященная брачная жизнь, это путь семьи, а также чистота и целомудрие до брака. Те же, чей путь — монашество, стоят вне решения этого вопроса. Третьего, как указывал прот. В. Зеньковский, не дано

Вопросы и задания

1. Чем обуславливается необходимость формирование мировоззрения личности?

2. Что следует понимать под мировоззрением человека? Какова внутренняя структура мировоззрения?

3. Какие качества характеризуют человека, обладающего христианским мировоззрением?

4. Какие условия способствую формированию христианского мировоззрения?

5. Чем обуславливается важность духовно-нравственного воспитания в процессе становления личности ребенка? Раскройте цель и задачи духовно-нравственного воспитания.

6. Охарактеризуйте основные направления, формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию.