Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

Основой христианского воспитания детей в семье будет являться напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они, по мере своего возраста, будут участвовать. Это не означает, что семья должна огораживать детей от окружающего мира, готовить их к уходу из него. Готовить нужно в первую очередь к неприятию зла мира, его соблазнов и страстей. В детях необходимо воспитывать способность противостоять миру в своем сердце, способность сохранять веру среди неверия, чистоту — среди грязи и греха. Искусственная, насильственная изоляция детей от мира может в дальнейшем привести при встрече с ним к душевному надлому. Однако всегда должна чувствоваться грань: "мы и мир".

Основная задача религиозного воспитания в семье — вложить в сердца детей начатки Христовой веры, раскрыть ее как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, придя в возраст, на любом жизненном поприще ощущали себя, прежде всего, членами Церкви.

Начальные стадии воспитания ложатся в основном на плечи матери. Еще во время беременности ей должны сопутствовать молитва и духовное бодрствование. Свт. Феофан Затворник в своем творении "Путь ко спасению" дает ценные практические указания о том, как следует вести ребенка после его рождения по пути православного воспитания. Наиважнейшим и первым шагом религиозного воспитания ребенка в семье, по словам святителя, является крещение младенца. Очень часто приходится сталкиваться с возражениями о необходимости этого, аргументированных тем, что младенец якобы не понимает великой тайны крещения, и потому оно им не усваивается и не является "залогом" для дальнейшего духовного роста человека.

С точки зрения православной педагогической мысли вопрос о крещении решается следующим образом. Таинство крещения, как и все остальные таинства Церкви, безусловно, необходимы для ребенка, поскольку создают связь души с Церковью, "вживание" в церковную жизнь. Не в том состоит религиозное воспитание, чтобы ребенок усвоил религиозную жизнь интеллектуально, для этого будет свое время. Истинный христианский путь открывается в сердце. И "лучи Божии, идущие через таинство", оседают не в нашем сознании, а в сердце. Таким образом, через крещение младенцу как бы даруется благодать Божия. В дальнейшем эту благодать родителям необходимо всячески укреплять и приумножать в ребенке.

Обязательным средством в укреплении благодати крещения является научение ребенка первым молитвам. Но не столько нужно учить молиться, как делать это вместе с ним, поскольку атмосфера молитвы сильнее всего действует на душу. Постепенно в ребенке должно возрастать сознание бытия Божия, Его Всемогущества и Любви, потребность в молитве. Для этого необходимы воспитательные усилия родителей, их пример и их молитвы за детей. Молитвы должны идти от сознания и чувства, поэтому смысл их надо детям разъяснять. В этом отношении родители должны быть на высоте. Необходимо помнить, что нельзя дать ребенку больше, чем сам имеешь.

В то же время, как указывал прот. В. Зеньковский, важны не столько слова молитвы, как "стояние перед Господом", то есть соответствующая установка души [4, с. 71]. В этом смысле большое педагогическое значение имеют иконы, являющиеся воплощением Бога в видимой и доступной форме. Для детей религия есть система образов, поэтому иконы и вызывают у них особое почитание. Если у ребенка есть своя комната, то, безусловно, необходимо поощрять создание в ней самим ребенком уголка с иконами. Пусть взрослым не кажется, что ребенок будто бы относится к иконам как к собранию фотографий. На самом деле душа ребенка нуждается в насыщении религиозными образами. Религиозные чувства дети не могут еще выразить иначе, чем в чем-либо внешнем.

Также необходимо приучать детей к посещению церкви и должному поведению в храме. Посещение храма должно стать радостным праздником, но не редким событием. Оно не должно быть и обременительным, поэтому рекомендуется на первых порах отстаивать с ребенком только часть службы. Полезно рассказывать ребенку об иконах, но не перегружать их информацией. И, конечно, необходимо чаще причащать детей во укрепление души и тела.

Важным качеством в воспитании христианина должно стать чувство ответственности за свои поступки и чувство долга. Первое до определенного возраста воспитывается не только беседой и назиданием, но, если того требуется, и наказанием, второе — прежде всего примером родителей. В детях, как и в родителях, должна жить боязнь греха, способность к покаянию. Это начинается с простого "прости" за мелкие проступки. У детей должно быть чувство стыда за недолжные слова, поступки, чувства. Внедрение в сознание ребенка понятия греха требует большого такта и мудрости родителей, тем более что современное общество во многом потеряло понятие о грехе и чувство стыда и скромности. Религиозно-нравственное воспитание значительно облегчается наличием у детей постоянного духовника, причем в детях должно воспитываться должное к нему отношение.

Нужно ли усваивать детям религиозные идеи? В дошкольном возрасте однозначно этого делать нет необходимости, поскольку они еще будут непонятны и чужды детям. В этом возрасте с точки зрения религиозного воспитания более нужны нравственные сюжеты, чем догматические. Поэтому родителям можно посоветовать рассказывать детям об основных вехах Священной истории, раскрывая при этом со временем достоверность Библии в свете астрономических, геологических и исторических данных: дети должны уметь преодолевать влияние антихристианской пропаганды.

Занятия лучше вести по тематическим циклам, чтобы каждый из них отличался от предыдущего увеличивающейся глубиной изучения, новыми вопросами и возрастающей активностью детей. Систематизированность предполагает логическую и историческую последовательность ознакомления с предметом и регулярность занятий. Прот. Глеб Каледа предлагает родителям выделить 4 основных раздела в системе получения религиозного образования дома. Это:

1. Общий обзор Библейской истории.

2. Систематическое изучение Евангелия.

3. Ознакомление с общим строем и смыслом богослужения.

4. Изучение Символа веры и ознакомление с основами христианской догматики.