Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

Занятия следует начинать и заканчивать молитвой. Изучая Евангелие (можно год за годом по Евангелистам) текст пересказывать нецелесообразно, лучше ставить вопросы, вовлекать детей в беседу, заставлять задуматься над отдельными словами. Темой бесед, особенно с маленькими детьми, должен быть не катехизис, а жизнь Спасителя. От текста Евангелия нужно переходить к выполнению евангельских заветов в повседневной жизни. Размышления над текстом Евангелия должны быть не отвлеченными, а связанными с жизнью.

Религиозные беседы с детьми должны быть радостными, ибо христианство есть радостная полнота жизни во Христе. Не надо при этом лишать детей их детских забав и увлечений. Необходимо всегда помнить о мере каждого возраста.

При фанатическом давлении, при непосильных посещениях церкви и домашних молебствиях у ребенка может возникнуть протест против религии вообще. Излишняя опека детей в различных вопросах жизни может привести к тому, что они либо окажутся неспособными к жизни, к принятию решений, либо замкнутся от родителей, отвернутся от всего того, чему родители их учили. Детей в меру их возраста надо приучать к ответственности собственного нравственного выбора, оказывая им при этом помощь с любовью.

К любым сомнениям детей надо относиться уважительно, любовно-терпеливо, подобно тому, как Иисус Христос уважительно и любовно относился к святому апостолу Фоме. Но нужно, чтобы родители не просто любили свое дитя, но и верили в то, что оно доверено им Богом как дар и сокровище, и надеялись на то, что Тот, Кто вручил им этот дар, снабдит их и силами для того, чтобы сохранить его. Поэтому со стороны родителей важна непрерывная молитва в душе о своих детях.

Иногда у детей начинает проявляться скептицизм, развивающийся на почве того, что ребенок не видит исполнения своей просьбы к Богу. Виной этого, как правило, являются сами родители, которые часто начинают вмешивать Бога в повседневную жизнь (например, обещаниями, что "Боженька" накажет за какой-либо проступок и т. п.). Таким образом, родители укрепляют в детях упрощенный взгляд на отношение Бога к нашей жизни. Необходимо не только воздерживаться от этого, но и учить детей тому, что мы не всегда достойны милости Божией к нам, что мы должны смиряться перед Его волей.

Православное воспитание говорит о необходимости становления личности, имеющей волю, склонную к добру. В каждом случае интуиция и рассуждения, диктуемые любовью и поддерживаемые Божией помощью, должны подсказывать родителям меру свободы и меру разумного принуждения и надзора. Там, где этой меры нет, последствия могут быть самыми печальными. В семье должна царить разумная дисциплина в сочетании с атмосферой взаимной любви. Главное же, на чем должно основываться религиозное воспитание в семье, — это общая религиозная жизнь со своими родителями. Религиозная активность ребенка должна проявляться в той же мере, что и религиозная активность семьи, быть ее отражением.

Итак, религиозное воспитание закладывается, прежде всего, в семье, а всякие школы и кружки играют здесь лишь вспомогательную роль. Однако окружение, в которое попадает ребенок за пределами семьи, не всегда оказывается православным. Поэтому очень важно с самого раннего детства внушать детям, что они чада Православной Церкви, в которой свои законы и свои воззрения, во многом чуждые окружающим. Еще до школы дети должны понять, что лояльность по отношению к государству не должна касаться их религиозных взглядов и быта и что не следует стесняться того, что они в чем-то отличаются от большинства. Если же в школе очевиден натиск чуждого мировоззрения, родители вправе потребовать, чтобы она уважала православные вероисповедные принципы. Воспитание в детях сознания того, что они принадлежат к особому церковному организму и к особой культуре, не должно одновременно вызывать у них презрения или осуждения других людей.

1. 5. Быт православной семьи

В верующих семьях, окруженных секуляризованным миром, необходимо создавать свой, особый христианский быт. Быт семьи и внутрисемейные отношения должны быть крепостью, бастионом, спасающим человека от злобы и безверия. В этом состоит одна из функций семьи как "домашней церкви".

У каждой семьи свой бытовой уклад, и нецелесообразно давать на этот счет каких-то универсальных рекомендаций. Остановимся лишь на некоторых общих положениях, которые приводит в своей книге "Домашняя Церковь" прот. Глеб Каледа [10].

Прежде всего, домашний быт и уклад православной семьи должны быть связаны с молитвенными и богослужебными суточными, недельными и годовыми кругами Церкви — молитва должна быть ежедневною, а праздники Церкви должны стать и праздниками семьи и соответствующим образом отмечаться. Подобная ритмичность жизни — необходимое условие для нормального физического и духовного развития семьи и ее членов. Ритмы помогают создавать ощущение домашнего уюта и позволяют использовать время с максимальной пользой. Ритмы дисциплинируют и тело, и душу, и дух человека. Дети приучаются к ритму жизни и к дисциплине, прежде всего, регулярностью молитвы и еды. Нельзя подвести детей к посту, если разрешать им есть, когда хочется. Регулярность питания, как отмечает прот. Глеб Каледа, это начало христианской аскетики. Еда допустима только за столом и должна предваряться и заканчиваться молитвой.

Посещение храма, частота исповеди и причащения в разных семьях складывается по-разному. Детей дошкольного возраста целесообразно причащать не реже одного раза в месяц. Взрослым следовало бы посещать все воскресные службы. Если это по какой-либо причине трудно, то следует соблюдать хотя бы такую меру, как не реже одного раза в три недели. В древности христианин, три раза не присутствовавший на литургии и не причащавшийся, считался самоизверженным из Церкви.

В доме православной семьи должен быть и внешний порядок, поскольку он дисциплинирует человека внутренне. Однако нельзя и даже греховно делать из порядка культ. Христианский дом должен быть уютным. А это создается, прежде всего, благодаря отношениям между членами семьи.

В семье обязательно должны отмечаться православные праздники и семейные памятные дни. Для детей это, прежде всего радость, которую им необходимо доставлять. При этом праздник должен чувствоваться во всем: в обстановке и чистоте дома, в праздничном столе, в одежде, в содержании молитв, и главное — в посещении Церкви. Должно быть сознание и чувство, что празднуется именно церковный праздник; перед едой в эти дни следует читать не обычные молитвословия, а праздничные тропарь и кондак.