Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1
Признание примата духовного начала в человеке объясняет и оправдывает наличие аскетического момента в православном воспитании детей. Но даже самая строгая аскетическая жизнь может превратиться в фанатизм, если нет любви, нет следования Христианским заповедям, которые в основу жизни человека ставят цель спасения его души. Спасение не отрицает развития, но лишает его стихийной самоценности. Вне спасения развитие понимается как самореализация, которая, как правило, разжигает страсти и питает человеческую гордость. В рамках спасения развитие реализуется в формах служения и жертвенности, оно становится целомудренным, не развращающим, а, наоборот, собирающим воедино все силы души человека. Такое развитие личности по-настоящему возможно только тогда, когда мы осознаем себя образом и подобием Божиим. Только тогда человек получает как бы истинную систему координат и ориентации в жизни. Мир начинает восприниматься им не как поле приложения своих сил и талантов, а как школа Вечной жизни, как начало пути к себе. Поэтому каждую способность необходимо усовершенствовать так, чтобы через это усиливать любовь к Богу и ближним, или, по крайней мере, не препятствовать этому.
Таким образом, развитие личности является сложнейшим процессом, и современная наука обычно выделяет в нем духовное, физическое, психическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное и другие стороны. С этой точки зрения процесс развития мы будем понимать как поиск и обретение ребенком форм духовного бытия во взаимосвязи с другими его компонентами (физическим, психическим, социальным, интеллектуальным, эмоциональным и др.), в традиции и Предании Церкви.
Вопросы и задания
1. Каково значение целеполагания в учении о воспитании?
2. Дайте сравнительный анализ проблемы постановки цели воспитания в православной и секуляризованной педагогической мысли.
3. Что понимает православная педагогическая мысль под воспитанием как воцерковлением личности?
4. Дайте определение понятию «воспитание» в свете православного педагогического мышления. Каковы задачи воспитания с этих позиций?
5. Раскройте значение библейского ветхозаветного понятия «страх Божий».
6. Что означают с точки зрения христианства в понятия «свобода» и «свободная личность»? Что значит «воспитание к свободе»?
7. Обоснуйте, почему с точки зрения православной педагогической мысли нельзя полностью определять содержание, методы, формы обучения, основываясь исключительно на интересах ребенка.
8. Каким видит соотношение процессов воспитания и развития православная педагогическая мысль? Дайте определение понятию «развитие» с этой точки зрения.
Глава 6. Принципы воспитания
1. Сущность и специфика принципов воспитания
Целью православного воспитания, как было отмечено выше, является Богоугождение, спасение души. Следуя данной цели, необходимо соблюдать целесообразный порядок воспитания, придерживаться определенных правил. Умение пользоваться правилами согласно с целью называется искусством воспитания. Высокое звание и Пастыря, и учителя требуют, чтобы они педагогически грамотно умели излагать родителям их обязанности по воспитанию детей, обращали внимание на их ошибки, давали бы необходимые и полезные советы. Важно, чтобы родители и все принимающие участие в воспитании детей знали к какой цели и каким образом они должны стремиться.