Theoretical pedagogy. Textbook for students of pedagogical educational institutionsin 2 parts, part 1

¤ необходимо избегать всякого преувеличения, поскольку ложь всегда наказывается сама собою. Если обманутые дети рано или поздно узнают обман, то, скорее всего, они перестанут верить своим наставникам и в том, что является правдой;

¤ полезно предостерегать посредством примеров и повествований. Особенно положительно действует на ребенка, если ему указывают на его собственный опыт, какой был у него когда-либо ранее;

¤ сами предостережения должны быть даваемы ласково, с отеческой любовью, с благоразумным применением к обстоятельствам, потому что только такие предостережения дети принимают охотно;

¤ необходимо остерегаться давать такие предостережения и наставления, которые побуждали бы детей к нечистым желаниям или к любопытству относительно таких предметов и явлений, о которых они не имели до этого никакого представления.

Епископ Евсевий (Орлинский) отмечал, что эффективным примером использования предостережений и наставлений являются рассказы и беседы с ребенком о том, что последует с ним за гробом. Божественное откровение ясно изображает, какая участь ожидает там грешников и благочестивых. Неверно, будто дети не способны размышлять о вечности, будто достаточно указать им следствия их хороших или плохих поступков только при земной жизни. Как раз земные последствия нашего поведения довольно часто бывают или не видимы вообще, или в малой мере. И, как правило, только ясное представление приближающейся вечности и той участи, которая нас там ожидает способно потрясти даже самое ожесточенное сердце.

Этическая беседа — это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие как воспитателя, так и воспитанников. Беседа отличается от рассказа тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними с позицией сотрудничества. Предметом этической беседы являются нравственные проблемы. Целью этической беседы является углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных убеждений.

В большинстве случаев поводом для этической беседы являются конкретные факты, события, поступки детей. Обсуждая их, дети легче постигают их сущность и значение.

Эффективность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий, например [24, с. 110–111]:

¤ этическая беседа не должна проводиться по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых ответов. В ходе беседы должны быть выявлены и сопоставлены все точки зрения;

¤ беседа не должна превращаться в лекцию;

¤ материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников;

¤ правильное руководство беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к верному выводу. Для этого воспитателю целесообразно посмотреть на события глазами ребенка, понять его позицию и связанные с ней чувства. Высокого профессионализма требует этическая беседа с провинившимися воспитанниками. Важно, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер. Поэтому индивидуальная беседа должна носить задушевный характер.

Подводя итог, отметим, что все описанные выше методы убеждения принесут в процессе воспитания желаемый эффект только при условии их квалифицированного применения. Также важным условием использования данных методов является не безразличное отношение к детям со стороны наставника, иначе описанные методы приобретают чаще всего форму нотаций, которые редко достигают цели, а, скорее, вызывают противодействие у воспитанников. Применение данных методов может быть направлено не только на формирование сознания личности, но и на предохранение ребенка от неблагонравных поступков. Именно предохранение детей от всего дурного является первейшей обязанностью воспитателя. Почему это так важно? Как показывает опыт, кто упал однажды, тот легко падает и в другой раз, а с повторением падения силы все более слабеют к сопротивлению, и, наконец, грех превращается в навык, в потребность, во вторую природу. Поэтому несравненно лучше неиспорченного ребенка удерживать от первого падения, нежели падшего предохранять от новых падений.

Здесь возникает вопрос: так ли полезно подрастающего ребенка держать вдалеке от всех опасностей, обольщений и искушений, создавая, по словам одного священника, вокруг детей «православное гетто»? Что можно ожидать от ребенка, которому рано или поздно все равно придется «выйти в свет»? Устоит ли его добродетель в сегодняшнем мире? Действительно, достаточно трудно уберечь современного ребенка от всех опасностей и соблазнов, но, по крайней мере, долг родителей и воспитателей — уберечь от тех из них, которые можно миновать и которые для невинности наиболее опасны. Параллельно необходимо благоразумно подготовить ребенка к встрече с искушениями, укрепляя в нем добрую волю. Многое уже будет приобретено, если уменьшить привлекательность плохого, если обратить внимание на печальные последствия греха и никогда не допускать, чтобы ребенок из непозволительного поступка извлекал бы для себя выгоду.